Революция или косметические изменения? Эксперты обсудили политические тезисы из послания президента
В послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил усилить роль парламента, но расширить и собственные полномочия. «Клуб Регионов» узнал мнение политологов Алексея Мухина и Олега Бондаренко о том, как стоит оценивать заявления главы государства.
Президент Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному Собранию выступил с инициативой укрепления роли Госсовета и закрепления ее в Конституции. Еще одна инициатива: Госдума может получить часть полномочий президента, в частности по утверждению кандидатуры председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров. Глава государства при этом будет обязан их назначить. С Советом Федерации президент намерен консультироваться при назначении глав силовых ведомств.
Кроме этого, Путин предложил поднять ценз оседлости для кандидатов в президенты с 10 до 25 лет, запретить им иметь в настоящем или прошлом вид на жительство за границей, а также изменить положение, запрещающее одному человеку занимать президентский пост «более двух сроков подряд», убрав из нормы положение «подряд».
Некоторые наблюдатели уже выразили мнение, что предлагаемые Путиным изменения по усилению роли парламента стоит рассматривать в контексте транзита власти. Некоторые даже высказывают предположение, что Путин после ухода с поста президента намерен сам возглавить Госдуму или Госсовет нового формата.
Однако опрошенные «Клубом Регионов» эксперты такое мнение не разделяют. Так, по словам политолога, директора Фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко, все озвученные главой государства инициативы в отношении парламента носят косметический характер. «Ни о каком существенном перераспределении полномочий между президентом и парламентом речь не идет. Да, Госдума будет утверждать премьера, вице-премьера и министров, но Российская Федерация – это государство, где большое внимание уделяется всяким бюрократическим вещам, и я лично затрудняюсь определить принципиальную разницу между понятиями «согласовывать» и «утверждать». Наверное, что-то формально изменится, но говорить, что начались какие-то структурные изменения, категорически неверно», – убежден эксперт.
Бондаренко уверен, что, даже если все заявления Путина косвенно относятся к транзиту власти, «это все равно косметика». «А простому народу до Госсовета и его роли в жизни государства дела никого нет, поэтому я с трудом себе представляю высокую явку и вообще какую бы то ни было общественную дискуссию, когда эти предложения будут вынесены на референдум», – добавил политолог.
Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что инициативы Путина нацелены на усиление власти президента. «Но при этом он делит ответственность между собой, Федеральным Собранием и Конституционным судом», – добавил эксперт. Также он обратил внимание, что президент вынес на обсуждение вопрос наделения себя дополнительными полномочиями по увольнению чиновников любого уровня, включая судей Конституционного и Верховного судов. «Вот это революция!» – считает Мухин.
Кроме этого, Путин предложил закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти для решения проблемы разрыва между государственным и муниципальным уровнями управления. В основном законе страны также должны быть закреплены принципы индексации пенсий и минимального размера оплаты труда, который не должен быть ниже прожиточного минимума. При этом принимать новую Конституцию необходимости нет, но пакет правок в нее должен быть вынесен на публичное обсуждение, подчеркнул президент.