Глава Карелии:  по нескольким больным преклонного возраста со сложными перспективами выздоровления отказ от вакцинации был инициирован их детьми
14 мая 2020

Эксперты: в кризисных ситуациях губернаторы не всегда выстраивают адекватные коммуникации

РАПК и «Клуб Регионов» провели новую онлайн-панель. На этот раз авторов исследования интересовало мнение экспертов о лучших практиках и ошибках информационной кампании в регионах в условиях пандемии. Панель проводилась на основе опроса ВЦИОМа. Участвовавшие в исследовании специалисты обратили внимание на разную эффективность коммуникаций глав регионов с населением в «кризисных ситуациях». Среди основных ошибок они выделили недостаточное участие губернаторов в информационной кампании, неоперативное реагирование на возникающие вопросы или проблемы, несогласованность действий региональных властей и официальных СМИ. По мнению экспертов, в случае дальнейшего накопления региональными властями ошибок в коммуникации с населением возникают риски, которые могут привести к недоверию к официальной информации.

Стали известны результаты нового экспертного опроса, проведенного Российской ассоциацией политических консультантов и экспертной сетью «Клуб Регионов» на основе опроса ВЦИОМа об уровне тревожности жителей России. На этот раз экспертов, которыми выступили журналисты из разных регионов, попросили оценить лучшие практики и ошибки информационной кампании в регионах. В качестве методики исследования была использована система экспертного анализа ТРАЛ.

(полностью доклад можно скачать здесь)

Согласно их мнениям, «власть честно пытается отвечать на болезненные вопросы», но по нескольким регионам уровень коммуникации определялся как «полный ноль».

Среди основных ошибок были отмечены непродуманные, неоднозначные и «фейковые» заявления руководителей регионов, получающие общественный резонанс. В качестве примеров приводятся предложение главы Крыма Сергея Аксёнова отказаться от кондиционеров из-за эпидемии или поручение главы Хакасии Валентина Коновалова проверить правоохранительным органам каждый случай смерти от коронавируса.

В то же время эксперты обращают внимание на недостаточное участие губернаторов в информационной кампании, неоперативное реагирование на возникающие вопросы или проблемы, несогласованность действий региональных властей и официальной информации, нарушение этики общения в соцсетях в части отсутствия искренности и заинтересованности. При этом журналисты отметили формальное отношение к выстраиванию коммуникаций с населением у губернаторов-технократов, «не обладающих талантом публичной политики». Среди ошибок также выделяют нарушения чиновниками ограничительных мер с публикацией фотоотчетов в социальных сетях и репортажах в СМИ. По словам журналистов, «у людей есть сверхчувствительность к тому, как власть сама соблюдает карантинные меры». В числе других примеров – опровержение ранее опубликованной официальной статистики по зараженным коронавирусом с кардинальным уменьшением выявленных случаев.

В случае дальнейшего накопления региональными властями ошибок в коммуникации с населением, по мнению экспертов, возникают риски, которые могут привести к недоверию к официальной информации.

Разный уровень готовности глав регионов к работе по налаживанию обратной связи с населением отметил президент РАПК, председатель Совета директоров ЗАО «ИнтерМедиаКом» Алексей Куртов: «Руководители регионов, делая очень много верно и профессионально, часто просто не справляются с самым главным – построением адекватной коммуникации с жителями. Вынужден констатировать, что этого умения недостаточно в большинстве обсужденных регионов. Особенно это заметно в кризисных ситуациях. Вот чему нужно обучать команды управления на территориях. Но есть и примеры качественной, эффективной работы по взаимодействию с жителями. Например Татарстан. Руководитель антикризисного штаба еженедельно встречается с экспертами по коммуникациям, интересуется и пользуется их рекомендациями – результат налицо».

О наличии новых запросов от граждан в текущих условиях заявил директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский: «Сейчас у людей есть сверхчувствительность к тому, как власть сама соблюдает карантинные меры. Мы выкатываем претензии к власти: власть, разреши мой когнитивный диссонанс. Но при этом совершенно в стороне оказываются сами граждане. Сейчас люди совершенно отключены от какого-либо влияния на принятие решений. Они не знают, что происходит. Нужно сформировать объективные критерии, что хорошо, а что плохо в новой реальности. Все происходящее вокруг ковида ставит точку во взаимоотношениях власть – население в модели «любовь». Сейчас населению от власти нужны не любовь, не уважение, а результативность, безопасность и конкретная польза».

Версия для печати