28 ноября 2023

Минфин РФ в обмен на дотации намерен поставить беднейшим и новым субъектам РФ жесткие условия

Минфин намерен ужесточить условия выделения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2024г. для бедных и новых регионов России. В список субъектов РФ с особым отношением вошли Дагестан, Ингушетия, Тува, Чечня, Донецкая и Луганская республики, Запорожская и Харьковская области. В проекте постановления Минфина содержатся требования, согласно которым губернаторы должны дать письменные обязательства совершать целевые траты на социальные программы и повышать эффективность бюджетных учреждений. Кроме того, они должны пообещать, что не будут расширять число бюджетников (за исключением сферы здравоохранения) и поднимать им зарплату выше инфляции. Другие важные условия – повышение доходной части и необходимость согласовать с Минфином бюджет на 2025г. В случае если глава российского кабмина одобрит проект, на принятие решения подписывать или не подписывать обязательства у губернаторов есть время до 18 декабря 2023г.

«Это необходимо было сделать очень давно, однако очень долго предполагалось, что регионы сами должны принимать такие решения», – комментирует инициативу Минфина «Клубу Регионов» директор Института инструментов политического анализа, профессор ВШЭ Александр Шпунт. «Смысл в том, что если по объективным причинам федеральный центр берет на себя выполнение части задач региональной власти, то он имеет основания от этой власти требовать определенных действий. Ну не должно возникать ситуаций, когда благодаря деньгам из федерального бюджета будут увеличиваться расходные части, которые и вызвали выделение дотаций», – говорит эксперт. В то же время он подчеркивает, что требования Минфина «ни в коем случае не означают, что регионы плохо управляются или что там ленивые люди».

Дотационные регионы и раньше брали на себя определенные обязательства в рамках соглашений с Минфином, говорит старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. А к высокодотационным субъектам РФ требования ведомства всегда были жестче, к примеру, в части согласований параметров их бюджетов, продолжает экономист. Но  сейчас, судя по всему, происходит пересмотр условий в рамках существующих реалий. Однако не все перечисленные выше условия выполнимы, считает Дерюгин: «Губернатор может подписывать всё, что угодно, но он сам в душе ничего не гарантирует, даже если собственноручно контролирует всю экономику. Что касается собираемости налогов, привлечения инвестиций и вообще всего, что связано с экономикой – на это влияет огромное количество факторов, в том числе внешних, и других требований. И если встанет вопрос о том, что губернатор чего-то там не выполнил, то он всегда может сказать: «Да, я не выполнил, не от меня зависит, СВО не я начинал, и какие ко мне теперь претензии?». А до СВО можно было пенять на ЦБ, который поднял ключевую ставку, и из-за этого все инвестиции «засохли». Так что тут достаточно непросто будет обвинить губернатора, возможно именно поэтому Минфин и включил в эти условия такие показатели как зарплаты и численность бюджетников, которые зависят от губернатора и больше ни от кого», – рассуждает Дерюгин.

Александр Шпунт не видит ситуаций, при которых регионы не смогут выполнить требования Минфина. «Не набрать новых бюджетников – это требование, с которым может справиться любая региональная власть. А что касается требования о повышении доходов, то и тут всё очень просто – там же нет конкретных количественных параметров. Надо быть совсем уж бесталанным руководителем, чтобы с этим не справиться. В руководстве российскими регионами просто нет таких руководителей, кто не занимался бы наращиванием доходной базы», – подчеркнул политолог.

Александр Дерюгин не совсем согласен с требованием Минфина о сдерживании численности бюджетников на определенном уровне. «Хочу заметить, что в беднейших регионах России – Туве, республиках Северного Кавказа – численность населения, как правило, растет. И если число госслужащих там можно не повышать, то что делать со школами? Их что, не строить? Нехватка учителей, учеба в две смены – это совсем не благо для экономики», – пояснил экономист. Кроме того, он заметил, что в ряде регионов, испытывающих проблемы с бюджетом, уже вели работу по оптимизации числа бюджетников, а в других с такими же проблемами на бюджетниках не экономили. Следовательно, вступая в 2024г., когда регионы обязаны будут соблюдать требования Минфина, они окажутся в неравных условиях. По мнению Дерюгина, для начала стоило бы оценить предыдущие усилия регионов и вообще применить к ним более индивидуальный подход.

Так или иначе, Дерюгин уверен, что даже в случае провалов по всем взятым на себя обязательствам регионы совсем без дотаций не оставят. «Ну представьте: высокодотационному региону не дали дотацию. Это же дефолт, крах всей бюджетной сети, и муниципальной в том числе», – сказал эксперт.

Версия для печати
Главное