Экономист Алексей Зубец: если планы сотрудничества России и США реализуются, в Сибири могут появиться оазисы благополучия
Совещание по развитию редкоземельных металлов, которое накануне провел президент Владимир Путин, может быть связано с планами федерального центра по развитию экономических отношений с США, сказал в интервью «Клубу Регионов» профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По словам эксперта, планы американцев – сделать США центром мировой торговли природными ресурсами – открывают серьезные перспективы для развития отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока и даже позволяют вернуться к теме создания там новых городов, о чем пока пришлось забыть.
– Российские власти делают ставку на развитии отрасли в рамках развития отношений с США?
– Наверное, редкоземельные металлы – это одна из тем, которая будет предложена Трампу в качестве совместных проектов. С другой стороны, каких-то уникальных предложений Россия сделать не может. Если мы говорим о том же литии, то в Южной Америке его больше, он там лучше и дешевле. Думаю, редкоземельные металлы – это тема для начала разговора, но в дальнейшем будем говорить о ресурсах, которыми Россия гораздо богаче: это титан, алюминий, нефть, газ и так далее.
– Какую роль в выстраивании отношений с Америкой на теме ископаемых будут играть губернаторы?
– Если проект будет не федеральным, а международным, то ведущую роль они играть не будут. С другой стороны, в рамках таких проектов всегда есть сопутствующие задачи, которые ни Трамп, ни Путин решать не будут: это строительство обвязок, дорог, жилья, развитие аэропортов, морских портов – всю эту историю отдадут на откуп губернаторам и на этом они развернутся.
– Какие регионы в первую очередь получат профит?
– В первую очередь, те, где находятся эти редкоземельные металлы. В основном, это залежи в Сибири и на Дальнем Востоке: Якутия, Иркутская область, Красноярский край, Забайкалье, Тува, Алтай, Бурятия, Магадан, Чукотка… Еще что-то было в Коми. Ну и, естественно, Мурманская область. В общем, не Центральная Россия.
– Регионы вместе с федеральным центром несколько лет активно «разворачивались на Восток». А теперь что? В обе стороны получится работать?
– Во-первых, всё, что говорят о развороте в сторону США – это пока только разговоры, всё еще может 25 раз сорваться. Во-вторых, надо понимать, что Россия развернулась в сторону Востока не потому, что нам этого очень хотелось. Но, думаю, мы способны действовать в двух направлениях, и это для нас даже выгоднее. Надо понимать, что китайские партнеры очень прижимистые и жесткие переговорщики. Они-то думали, что потянут время и выдавят какие-то дополнительные преимущества, а не получилось, теперь с нами хотят дружить американцы. Американцы ведь не только для себя хотят купить ископаемые. У Трампа есть план сделать Америку центром мировой торговли не только редкоземельными металлами, а вообще природными ресурсами. Почему бы и нет, если это нам принесет прибыль? Почему мы должны отказываться от своих преимуществ и жить хуже, чем можем?
– Насколько лучше мы можем жить? Что получит среднестатистический житель сибирского региона, который будет участвовать в «дружбе» с Америкой?
– Вся Сибирь что-то не получит, получат конкретные территории. В качестве примера приведу город Мирный в Якутии, где добывают алмазы. Уровень жизни там не сравним с другими районами республики. Теперь в Сибири может появиться гораздо больше вот таких центров развития, как Мирный, таких оазисов благополучия. Регионов-доноров появится больше.
– А там, глядишь, и появления новых городов в Сибири и ДФО можно ожидать, о чем до СВО и санкций много говорили?
– Почему бы и нет? А еще это новые магистрали, более высокое качество жизни, прощание с трущобами и заброшенными городами, откуда люди разбегаются. Если говорить о реальных воплощениях этих планов, то к концу года, если все проекты реализуются, доллар может стоит порядка 80 рублей или даже меньше. Это значит, что в денежном импортном эквиваленте россияне будут богаче и смогут покупать больше товаров.