Политолог:  можно говорить о том, что та модель, которую мы долго обсуждали, сейчас начинает реализовываться – модель суперпрезидентской республики
1 апреля 2020

Дмитрий Журавлёв: губернаторов не учили работать в условиях пандемии

Фото: РИА Новости

В ситуации распространения эпидемии коронавируса регионы оперативно переходят на режим самоизоляции граждан. При этом президент обещает губернаторам дополнительную финансовую поддержку, лишь бы те не сокращали финансирование запланированных программ. «Клуб Регионов» обсудил с политологом, директором Института региональных проблем Дмитрием Журавлёвым, готовы ли региональные власти к работе в возникших обстоятельствах.

– Владимир Путин на совещании с полпредами заявил, что правительство займется решением вопроса устойчивости региональных бюджетов, чтобы губернаторы ни в коем случае не сокращали финансирование на все запланированные программы и контракты. Как вы думаете, стоит ли регионам надеяться на эффективную помощь федерального бюджета или будет как с прошлыми майскими указами, когда им самим пришлось искать недостающие средства?

– Думаю, что сейчас есть шанс надеяться, потому что ситуация чрезвычайная. Да, можно не поддержать регионы, и ладно бы, если они недовыполнят какие-то долгосрочные программы, но ведь они недовыполнят то, что связано с борьбой с коронавирусом. Ведь не все предприниматели смогут держать своих работников в оплачиваемом отпуске, и им придется как-то помогать. Президент сказал еще и про выпадающие доходы бюджетов [из-за налоговых отсрочек для бизнеса и так далее], но если ничего этого не делать, то либо экономика просто умрет, либо народ разбежится на работу. Но тогда Федерации придется платить намного больше.

И ресурсы у нас для этого есть, но все они сконцентрированы в федеральном бюджете. Есть другая проблема: как довести деньги не до регионов, а до отдельных предприятий. Вот сейчас появилась абсолютно верная, на мой взгляд, идея с зарплатными кредитами [выдавать бизнесу беспроцентные кредиты для выплаты зарплат сотрудникам предложил президент, первым такой кредит 30 марта 2020г. выдал Сбербанк]. Эта идея хоть в каком-то смысле отвечает на вопрос, какую технологию можно использовать. Но и тут есть подводный камешек: кредиты ограничены МРОТ, а у нас не все люди получают зарплату исключительно в пределах МРОТ. И если предприниматель должен компенсировать ее полностью, то у него все равно остается дыра в бюджете.

С другой стороны, эти работники на кредитной зарплате ничего производить не будут, они ведь дома сидят, а кредит он и есть кредит, его отдавать надо. Поэтому встает вопрос: а что потом? Как бизнесу освобождаться от этих кредитов?

– Как вы думаете, придумает ли федеральный центр какое-то решение в этой ситуации?

– Ну тут мы, по крайней мере, переходим в область технологий, конкретных решений, а ведь еще несколько дней назад вообще было непонятно, с какого конца к этой проблеме подходить: огромная страна, куча маленьких собственников, и как им всем фактически помогать? Для меня это была загадка с большой буквы. Теперь, по крайней мере, можно применить механизм обнуления этих зарплатных кредитов. Но это уже вопрос желания.

Но я согласен с тем, что существует опасность, что если к моменту окончания этого кредитного этапа проблема [с коронавирусом] будет решена, то бесплатно прощать долги предпринимателям никто не захочет. Минфин не любит прощать долги, и, в общем, это нормальная для него позиция. Так что тут не Минфин должен будет решения принимать, а политическое руководство.

– То есть вся надежда малого и среднего бизнеса исключительно на Путина?

– Может быть, еще на Мишустина. И думаю, что только у среднего бизнеса. Боюсь, что с малым бизнесом можно будет попрощаться. Вы же понимаете, что если мы гарантируем людям только минимальную зарплату, то с платежеспособностью у нас в любом случае все будет очень плохо.

– Вопрос по поводу оперативно вводимого сейчас в регионах режима самоизоляции. Судя по тому, как принимаются эти решения, вся тактика и стратегия губернаторами разрабатывается по ходу пьесы «на коленке».

– Никто и никогда не готовил губернаторов к такой чрезвычайной ситуации. У нас это первая пандемия в стране со времен черной оспы, которая была в Москве в 1959г. Но тогда Москву просто перекрыли, и всё. А тут – пандемия. У нас к этому если кто-то и готовился, то это МЧС. И, кстати, многие западные коллеги говорят, что нам крупно повезло, что у нас просто есть МЧС со своими складами, сотрудниками…

Но губернаторы, конечно, не готовы. Что они будут делать в этой ситуации? Они будут повторять московский опыт. Во-первых, им это приказано в лице премьера, во-вторых, это проще всего. Потому что авось поможет, да и выдумывать ничего не надо. Я вот только Савченко могу назвать, который поручил поставить на контроль всех прибывших в Белгородскую область из Москвы. Это единственное отличие от других, а остальные просто используют московский опыт, хотя я совершенно себе не представляю, как его можно применить на уровне деревни или небольшого города.

– Ну а сам московский прецедент. Собянин сам все придумал или это была установка из администрации президента?

– Знать я об этом не могу, но я сталкивался с господином Собяниным в качестве чиновника еще в 90-е гг., и я думаю, что конкретные меры он мог придумать сам. Ему не нужно было получать разрешение федерального центра для того, чтобы их ввести, но, конечно, у него была стопроцентная поддержка президента. Более того, я уверен, что поначалу Собянин сам принял эти решения, потому что, когда все это начиналось пять дней назад, кроме Москвы, никому ничего придумывать и не надо было: на всю остальную Россию было всего 100 зараженных. Так что никто изначально и не планировал применять эти меры на всю страну.

– А кто из губернаторов, на ваш взгляд, ведет себя наиболее адекватно сейчас в публичном пространстве?

– Легче остальных в публичном пространстве сейчас работать губернатору Петербурга: все-таки он бывший федеральный чиновник. Еще я бы назвал губернатора Новгородской области Никитина. Он тоже федерал и в публичном пространстве ведет себя спокойно, он к людям обратился, всё у него работает. Другой вопрос, что у него регион маленький, можно было бы сказать: «Дали бы тебе Красноярский край, посмотрели бы, что бы ты делал». Но, какой регион у него есть, с тем он справляется.

А в качестве отрицательного примера я бы назвал Хакасию. Этот скандал вам известен: когда Коновалов сначала не ушел на карантин [после того, как летел в одном самолете с зараженным], а потом резко ушел. Он допустил две ошибки: ему надо было сразу уйти, но не прерывать управления регионом, ведь, слава богу, уже XXIв., а телефон придумали еще в XXв. При этом Коновалов у себя в регионе довольно популярный человек, и для меня его поступок плох тем, что весь регион с него будет брать пример.

– Вернемся к полпредам, с которыми вчера общался президент. Когда вводился этот институт, много говорилось, что он необходим для повышения качества управления. Но за почти 20 лет институт полпредства себя не проявил. Может, пандемия – это как раз тот случай, когда полпреды и нужны?

– 20 лет назад полпредства были просто ступенью вертикали. После того как вернулись выборы губернаторов, полпредства превратились в органы контроля. И сейчас в связи с эпидемией усилится не столько эта функция, сколько спрос на нее. Насколько нужны были эти контролирующие функции в последние 10 лет – это большой и сложный вопрос, потому что губернаторы старались выходить напрямую на федеральный уровень, и это особенно ясно было видно в Центральном округе. Все это создавало системную противоречивость, когда контроль со стороны полпредства был как бы дополнительным, убери его – качество контроля упадет, но принцип не изменится. Но сейчас у полпредств появились специфические функции, связанные именно с кризисом, – это концентрация, усиление взаимодействия регионов, потому что из администрации президента следить за перенаправлением пациентов из одной области в другую никто не будет просто потому, что не успеет. В этом смысле увеличение объема контроля, с которым существуют полпредства, получило осмысленное содержание.

– Усилится ли при этом зависимость губернаторов от полпредов?

– Ни в коей степени. Губернатор, в смысле врио, назначается президентом, контролируется управлением внутренней политики. И судьба губернатора в первую очередь зависит от Кремля, а для чиновника главный – это тот, кто может его снять. Просто увеличится взаимосвязь полпредов и губернаторов, потому что первые будут чаще дергать последних с вопросом: «Как у тебя там дела?»

– По вашим ощущениям, сам Кремль имеет четкий план того, как действовать в сложившейся ситуации?

– Какой-то план у него, бесспорно, есть, иначе не было бы этих заявлений. И, заметьте, настроения там скорее спокойные, притом что сама проблема очень большая. А спокойные настроения бывают оттого, что у человека есть ощущение, что он знает, как нужно реагировать. Но пока все не закончится, мы с вами не сможем сказать, была эта реакция верной или нет.

Версия для печати
Главное
Эксперты – об участии Куйвашева в выборах свердловского губернатора: низкий рейтинг не приговор
Согласно сообщениям инсайдеров, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева поддерживают всего 16% жителей. Политолог Дмитрий Михайличенко не считает, что низкий рейтинг может стать препятствием для его выдвижения на третий срок и победы на выборах, ведь после поражения сразу в трех регионах на губернаторских выборах в 2018г. федеральный центр плотно работал над тем, чтобы это не повторилось. Директор коммуникационного агентства «МаркеловГрупп» Сергей Маркелов знает, что губернатор уже сформировал предвыборный штаб, а также он уверен, что жителям региона «вообще наплевать», останется Куйвашев губернатором или нет. Между тем политический консультант Виталий Сергеев отмечает, что федеральный центр все еще держит решение об одобрении выдвижения Куйвашева как морковку перед носом заинтересованного лица.