прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
25 июня 2014

Геннадий Гудков: Только парламентский и гражданский контроль помогут искоренить коррупцию в России

Мониторинговая компания «Закупки360°» составила рейтинг эффективности и экономности госзаказчиков, которые заключали заказы в первом квартале 2014г. Политик Геннадий Гудков прокомментировал этот рейтинг «Клубу Регионов».

«Этот рейтинг будет играть роль сто тридцать седьмого по важности фактора. Самый главный критерий, который работает во всем мире, – это критерий четкого и эффективного парламентского и гражданского контроля над властью, когда проверяющие имеют полномочия и доступ к любой информации для проверки любых должностных лиц.

Жесточайший парламентский контроль есть в подавляющем большинстве стран. Например, он есть в Финляндии, Германии, Австралии, США, Франции и т.д. Я могу сказать, что полномочия, которые даются парламентским и гражданским комиссиям в этих странах, очень большие. Львиную долю в деятельности парламентов и депутатов там как раз составляет контроль над действиями исполнительной власти и их бюджетными тратами. Ну и плюс ко всему – это, конечно, гражданский контроль, который проявляется в деятельности СМИ, которые свободно эту информацию публикуют, в работе некоторых институтов гражданского общества, а также в контроле граждан самих по себе и т.д. Во всем мире такие институты помогают экономить триллионы долларов.

В нашей же стране контрольная функция отдана на откуп либо другим государственным ведомствам и органам прокуратуры, которые находятся с остальными госслужащими в одной упряжке, либо внутреннему контролю, который по определению не может быть эффективным. Поэтому серьезного контроля над государственными ведомствами нет. Более того, насколько мне известно, после тендеров, на которых выигрывает поставщик услуг, предоставляющий их по самым низким ценам, зачастую могут быть заключены так называемые дополнительные соглашения, которые, по сути, выхолащивают первоначальные условия тендера и при сговоре все получают то, что хотят. А сговоры у нас бывают очень часто. Нет никакой прозрачной системы торгов, как нет, впрочем, и прозрачной процедуры вскрытия конвертов, которые зачастую происходят за закрытыми дверями. Отказы в победе в тендере зачастую слабо мотивированы и т.д.

Такие вещи, конечно, могут играть какую-то роль, но пока не будет отлаженной системы контроля, толку тоже не будет».

Версия для печати