Республика Башкортостан
13 августа 2020

Политолог Шкель: протесты вокруг шихана Куштау стали серьезной проблемой для главы Башкирии Хабирова

Геологоразведочные работы в районе шихана Куштау приостановлены из-за протестов, сообщил замгендиректора Башкирской содовой компании Рустем Басыров. Ранее возле горы произошло столкновение ее защитников с охранниками и неизвестными молодыми людьми. Политолог Станислав Шкель считает, что силовое воздействие на протестующих произошло как минимум с молчаливого согласия властей. Он уверен: глава республики Радий Хабиров связан обязательствами с БСК и для него идеальным был бы сценарий жесткого разгона протестующих и подавление этого протеста еще в зародыше. Но эксперт полагает, что протест имеет все признаки долгосрочного.

Башкирская содовая компания приостановила геологоразведочные работы на шихане Куштау, который власти Башкирии предоставили ей для добычи сырья для производства кальцинированной соды. Об этом ТАСС заявил заместитель генерального директора БСК Рустем Басыров. Он пояснил, что это решение было принято из-за действий активистов, протестующих против разработки Куштау, которые мешают работе техники.

Басыров при этом подчеркнул, что компания не отказывается от разработки Куштау. Также он дал понять, что, когда ресурсы этого шихана будут исчерпаны, БСК попросит дать ей в разработку новую гору.

Отметим, к подготовительным работам перед разведкой в БСК приступили в июле 2020г. При этом активисты, выступающие против разработки Куштау, разбили рядом с ним лагерь, чтобы помешать работе техники. Вечером 9 августа 3 тыс. жителей Башкирии собрались возле шихана на флешмоб: они окружили его живым кольцом и кричали «Куштау, живи!» на русском и башкирском языках. Как говорят активисты, спустя несколько часов, когда некоторые участники акции разъехались, к горе подтянулись около 300 молодых людей в черных толстовках с капюшонами и с белыми повязками на рукавах и 80 сотрудников ЧОПа БСК. Они попытались оттеснить защитников горы, которые преградили путь технике. Как рассказал в «Фейсбуке» один из защитников Куштау, общественник Руслан Габбасов: «В ход пошли кулаки, в нашу сторону полетели камни и палки». Самому активисту рассекли бровь. «Рядом стояла полиция, которая не вмешивалась. Но, уже когда они увидели кровь на лицах защитников, поняли, что нас просто растопчут и будет много пострадавших, то начали призывать не махать кулаками», – написал он.

Напомним, помимо Куштау БСК претендовала на разработку еще двух шиханов – Торатау и Юрактау, но республиканские власти создали геопарк «Торатау», и в результате содовой компании был отдан только Куштау (о разработке которого глава Башкирии Радий Хабиров объявил еще в декабре 2018г.). Но решение по Куштау не устроило ни БСК, ни защитников шиханов.

Нынешнее противостояние активистов с БСК, по мнению политолога Станислава Шкеля, обладает потенциалом для развития по сценарию Шиеса. «Среди населения, среди разных социальных групп есть действительно консенсус о недопустимости уничтожения этой горы. И мне кажется, что это проблема для Хабирова, которую можно поставить в один ряд с такими событиями, как защита парка в Екатеринбурге или протест на станции Шиес в Архангельской области», – говорит он.

Протест из-за Куштау, по мнению эксперта, может быть таким же долгосрочным. «Это видно по его массовости и по настрою организаторов. Многие настроены решительно. Другой вопрос – это баланс сил и перспективы. Прогнозировать здесь что-то трудно. С одной стороны, силы не равны, кроме того, на стороне БСК региональная власть. Да и само по себе это предприятие экономически достаточно мощное. У них есть ресурсы для того, чтобы эту войну выиграть. С другой стороны, здесь есть отличие от вышеназванных протестов. Людей тут волнует не только экология. Почему люди присоединяются к этому протесту? Люди живут достаточно бедно и видят, что олигархи, владельцы этого предприятия жируют и еще уничтожают безвозмездно природные богатства. То есть к протесту присоединятся не только по экологическим, но и по социальным мотивам. А еще у этого протеста есть национальная составляющая, там есть большой этнический фактор. Организаторы, инициаторы этого протеста – это все-таки выходцы из башкирской организации «Башкорт» [признана экстремистской и ее деятельность запрещена]», – рассуждает эксперт.

Именно в сочетании социального, экологического и национального аспекта Шкель видит силу протеста вокруг Куштау. «Когда людьми движут национальные чувства, они куда более решительны и упорно добиваются своих целей. Властям или предприятию будет сложно подавить это с помощью подкупа. Национальные чувства – это такая вещь, которую очень сложно подкупить. Им придется идти на репрессивные, какие-то силовые меры, что, конечно, очень плохо с точки зрения репутации», – считает политолог.

Вместе с тем собеседник «Клуба Регионов» вполне допускает, что руководство Башкирии могло быть причастно к нападению на активистов 9 августа. «Я думаю, что как минимум при доброжелательном согласии власти все это делается. На мой взгляд, есть косвенные данные, которые говорят о том, что и с участием власти. Я имею в виду тот факт, что кроме чоповцев БСК там были вот эти молодые люди, часть из которых идентифицировали как членов молодежных организаций, близких к власти, связанных с комитетом по молодежной политике. Складывается такое ощущение, что действия координируются со стороны БСК, а непосредственную помощь оказывает региональная администрация», – поделился своим мнением эксперт. Шкель уверен, что главе Башкирии Радию Хабирову не нужен никакой протест, а тем более чтобы эта повестка выходила на федеральный уровень. По мнению политолога, для Хабирова идеальным был бы сценарий жесткого и оперативного разгона протестующих против разработки Куштау, подавление этого протеста еще в зародыше.

И вместе с тем самого Хабирова Шкель считает заложником сложившейся ситуации. Он напомнил, что предыдущий глава Башкирии Рустэм Хамитов занял принципиальную позицию не отдавать БСК ни одного шихана и находился в конфронтации с компанией. Приход же Хабирова, по мнению эксперта, был связан с условием решить вопрос в пользу БСК. «Неслучайно одним из первых решений Хабирова было решение вопроса с шиханами. Он вынужден лоббировать интересы Башкирской содовой компании. Это одна из тех договоренностей, которую он, видимо, нарушить не может, и по его риторике и действиям видно, что он не намерен отступать», – резюмировал Шкель.

Версия для печати
Главное