Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
7 сентября 2015

Эксперт: деньги на Северный Кавказ у Москвы закончатся в последнюю очередь

137 млрд руб., которые кабмин выделил на социально-экономическое развитие Дагестана, вряд ли решат проблемы региона, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. По словам Вадима Муханова, вместо того чтобы идти по пути реальных преобразований и реформ, действия федерального центра всегда сводятся к «традиционным старым взаимоотношениям в рамках дотационного статуса региона». При этом Константин Казенин убежден, что «на Кавказ деньги закончатся в последнюю очередь, и только если дело дойдет до очень серьезных экономических проблем».

Программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» дополнилась подпрограммой социально-экономического развития Дагестана, в соответствии с которой с 2016 по 2025г. в регион будет направлено более 137 млрд руб. – 70,9 млрд руб. из средств федерального бюджета и 66,3 млрд руб. – за счет средств консолидированного бюджета республики и внебюджетных источников.

В подпрограмме предусмотрены меры, направленные на развитие промышленности, транспортно-логистического, агропромышленного, рыбохозяйственного и энергетического комплексов. Предусматривается газификация муниципальных образований, а также решение вопросов социального развития республики, включая реконструкцию и строительство объектов образования и здравоохранения. «Реализация новой подпрограммы позволит, в частности, создать в Дагестане 76 тыс. новых рабочих мест, снизить уровень безработицы на три процентных пункта, дополнительно газифицировать 128 населенных пунктов», – говорится на сайте правительства.

Сам Дагестан на сайте кабмина характеризуется как «один из высокодотационных субъектов Федерации»: «В республике наблюдается низкая платежеспособность населения, уровень безработицы выше среднего по стране, сохраняются значительные социальные и экономические риски для предпринимательской деятельности, слабо развиты промышленно-производственный потенциал, агропромышленный и транспортно-логистический комплексы».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич заметила, что сумма, которую получит Дагестан, кажется огромной только на первый взгляд. «Разделите ее на десять, посчитайте годовую инфляцию и расслабьтесь по этому поводу», – советует эксперт. «Годовой бюджет Дагестана составляет 80, от силы 90 млрд руб. В год они будут получать примерно 13 млрд руб. Инфляция составляет 15% в год. У нас сейчас федеральный бюджет составляют на год, вместо трех лет, а здесь оперируют цифрами до 25-го года. Если Федерация не может сверстать бюджет больше чем на год, откуда такие цифры берутся? Ну, смешно же», – поделилась экономист своими расчетами.

«Есть другие меры социально-экономического развития регионов, – заметила Зубаревич. – Это снятие коррупционной нагрузки на бизнес. Но для этого надо сначала снять ее в масштабе всей Российской Федерации, а начинать решать этот вопрос с Дагестана немного странно». Впрочем, в нынешних условиях применение данного подхода эксперт считает утопией.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Вадим Муханов заметил, что в последние годы федеральный центр озвучивал множество деклараций по развитию Северного Кавказа, но по традиции все всегда сводится к «традиционным старым взаимоотношениям в рамках дотационного статуса региона». «Ориентир на денежные транши из федерального центра стал традиционным для северокавказских элит. Они уже давно привыкли к тому, что нужно налаживать хорошие контакты с федеральным центром, чтобы оттуда шло стабильное финансирование», – добавил эксперт.

Такие взаимоотношения с Москвой, считает Муханов, убивают в местных чиновниках всяческую инициативу к реальным преобразованиям в республиках. В результате никаких прорывных проектов на Северном Кавказе не осуществляется, не проводят там и необходимых реформ, включая земельную. Все, на что в действительности могут рассчитывать республики СКФО, – это очередное выделение средств. Эксперт подчеркнул: «Вы можете опросить экспертов из столицы и регионов, и практически все перечислят восемь-десять болевых точек. Но они их называли и десять лет назад. И я лично не могут зафиксировать качественного изменения политики в отношении Северного Кавказа».

Кавказовед, старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин уверен, что «на Кавказ деньги закончатся в последнюю очередь, и только если дело дойдет до очень серьезных экономических проблем». При этом он обратил внимание, что и создание в регионе крупных инвестиционных проектов проблем Северного Кавказа тоже не решает: «По сути, деньги контролируются теми же группами местных чиновников, и все это не приводит к каким-то заметным социальным изменениям. Максимум – создается небольшое количество рабочих мест, и всё. И то, только в том случае, если проект успешный, что бывает не так часто».

Эксперт считает, что для реального социально-экономического развития на Кавказе следует поменять правила игры. «Нужно поддерживать те отрасли, которые там реально существуют, но существуют без поддержки государства. Я имею в виду разные отрасли мелкого и среднего бизнеса», – сказал Казенин.

Версия для печати