Политтехнолог Молчанов: экологический протест под Казанью заставляет усомниться в качестве госуправления в республике
Жители Казани и Зеленодольского района Татарии четвертый день живут в палаточном лагере, разбитом на месте строительства дороги к будущему мусоросжигательному заводу. Они сообщили, что дорожная техника уже покинула территорию. Свернуть лагерь протестующие обещают после встречи с главой Рустамом Миннихановым, который игнорирует их около года. Политтехнолог Олег Молчанов считает, что возникшая ситуация заставляет усомниться в качестве госуправления в республике, власти которой допустили ряд ошибок, приведших к экологическому протесту.
Противники строительства мусоросжигательного завода под Казанью в своей группе «ВКонтакте» 5 декабря 2019г. сообщили, что техника покидает территорию, где велось строительство дороги к будущему мусоросжигательному заводу (МСЗ). Напомним, 2 декабря 2019г. несколько человек разбили палаточный лагерь на месте строящейся дороги, чтобы помешать работе техники. Таким образом, несколько жителей Казани и Зеленодольского района, на территории которого власти Татарии вместе с «Ростехом» собираются построить МСЗ, пытались добиться того, чтобы им предоставили все документы о проекте, чтобы провести общественную экспертизу и публичные обсуждения. Координатор протестующих Елена Изотова также заявила, что граждане требуют встречи с главой Татарии Рустамом Миннихановым, который на протяжении года избегает диалога с ними и отменил в последний момент несколько уже назначенных встреч.
Отметим, свой лагерь противники МСЗ назвали «Шиес-2», по аналогии с лагерем активистов на железнодорожной станции Шиес в Архангельской области.
Политтехнолог Олег Молчанов сомневается, что экологический протест в Татарии сможет вызвать такой же широкий резонанс, как на Севере России, но допускает, что при определенных условиях к ним могут присоединиться новые участники. «Архангельская область – это один из самых протестных регионов, и люди, которые там протестуют против Шиеса, в реальности выступают против много чего, начиная от пенсионной реформы, заканчивая неблагоустроенностью Севера. Но в Татарстане уровень жизни достаточно высок, но это и вызывает озабоченность возможным экологическим неблагополучием, потому что первоочередные потребности человека в еде, крыше над головой и безопасности там решены», – объясняет он.
Пока протест в Татарии не имеет больших масштабов, на него, по мнению Молчанова, вряд ли обратит внимание федеральный центр, но если туда, как в Шиесе, начнут съезжаться активисты из соседних регионов, то не заметить его будет трудно. Перспективы разрастания экологического протеста зависят от множества причин, в том числе от погоды, говорит Молчанов. «Если будет сильный мороз, то где все эти приезжие будут жить? В палатках долго продержаться они не смогут. Но если ситуация не разрешится до весны, то существует вероятность, что весной и летом протест может стать более массовым», – допускает собеседник «Клуба Регионов».
Начало протеста жителей против строительства МЗС Молчанов объясняет рядом ошибок, допущенных республиканскими властями. Так, он обратил внимание, что строительство мусоросжигательных заводов не вызывает особых противоречий в тех территориях, которые испытывают серьезные проблемы от уже существующих свалок. «Например, в Волоколамске люди с большим воодушевлением ждут появления такого завода. Так что, я думаю, в Татарстане есть проблема неправильно выбранной локации. Вокруг Казани и других крупных городов, естественно, есть свалки, и мусоросжигательные заводы нужно строить около свалок, и люди воспримут это как освобождение от свалок, а не как угрозу своему экологическому благополучию», – рассуждает эксперт. Минниханову, по его мнению, также следовало бы встретиться с протестующими. «С людьми надо разговаривать, тем более если обещаете встретиться. Это уже вопрос квалификации работников аппарата главы республики и качества управления. С людьми надо разговаривать и работать – это и есть работа власти снизу доверху», – считает политтехнолог. Власти Татарии, по его словам, могли бы свозить противников строительства МСЗ на уже действующие подобные объекты, которые действуют не только в России, но и во многих странах Европы, дать им самим убедиться в том, насколько они безопасны или небезопасны для окружающей среды.