На всероссийском мероприятии рассказали о дискриминации школьников Татарии по языковому признаку
Наблюдатели утверждают: языковая политика руководства Татарии напрямую противоречит поручениям президента Владимира Путина
На всероссийском круглом столе для учителей родного языка представительница Татарии пожаловалась на языковую политику властей республики. По ее словам, школьников в обязательном порядке принуждают изучать татарский, а тем, кто не согласен, предлагают уезжать из республики. При этом министерство образования и руководство Татарии неоднократно высказывались о том, что они не намерены учитывать мнение граждан, подчеркнула спикер.
Жительница Татарии Татьяна Череватая пожаловалась на принуждение школьников к изучению татарского в рамках обязательного предмета «родной язык». О ситуации в школах региона она рассказала на всероссийском круглом столе для учителей родного языка, организованном Федеральным институтом развития образования.
Череватая сообщила, что представляет более 52 тыс. русскоязычных родителей Татарии. «Мы все едины в следующем мнении, что введение родного языка как предмета для обязательного изучения – это поспешное и непродуманное решение», – заявила участница обсуждения. Она убеждена, что политика, сложившаяся в системе образования в республике, прямо противоречит поручениям президента Владимира Путина о том, что у школьников должен быть выбор, какой язык изучать в качестве родного.
«Если провести анализ среди различных языковых групп по вопросу изучения родного языка, можно сказать следующее: для русскоязычных граждан Татарстана этот предмет не востребован, потому что они уже изучают русский язык в рамках обязательных предметов. К сожалению, по этому предмету нет толковой программы, в школах нигде нет учебников, преподают его учителя татарского языка, которые прошли недельные курсы. Зачастую у них очень сильный акцент, вопиющие грамматические и лексические ошибки, очевидные даже детям. Для татароязычного населения этот предмет тоже не востребован, в личных беседах многие из них говорят, что им достаточно изучения языка в пределах семьи и общения. А если рассматривать тех, для кого ни русский, ни татарский не являются родными, то там ситуация просто патовая, потому что в школах нет преподавателей иных языков, кроме русского и татарского», – рассказала Череватая.
Она также сообщила, что в ряде школ вообще нет учителей русского, и родителей заставляют писать заявление на изучение татарского, угрожая не аттестовывать школьников. «Обманами, уговорами оказывается давление на родителей и детей. В качестве примера могу привести своего племянника, он учится во втором классе. Когда детей спрашивали, какие языки они хотят изучать в качестве родного, он сказал, что татарский изучать не хочет, и преподаватель татарского предложила ему вместе со всей семьей уезжать из Татарстана», – сообщила родительница.
Обязательное изучение родных языков, по словам Череватой, приводит к тому, что во всех школах республики действует шестидневная учебная неделя, что повышает утомляемость детей, негативно действует на их физическое и психологическое здоровье. «Позиция руководства образования республики принципиальная: шестидневка. В том числе и потому, что только в рамках шестидневного учебного плана можно включать максимально возможное количество часов для изучения родных языков», – констатировала Череватая. При этом она подчеркнула, что министерство образования и руководство Татарии неоднократно высказывались о том, что они не намерены учитывать мнение населения региона.