Ставропольский край
30 апреля 2020

Эксперты: формат общения с жителями, выбранный главой Ставрополья, помогает снизить уровень тревожности в крае

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ставрополь/ Глава Ставрополья Владимир Владимиров провел прямую линию с жителями региона. Помимо подробных ответов на вопросы о карантине и его окончании, губернатор рассказал о том, как будет регион жить после пандемии. Эксперты центра «Юг» поддерживают выбранный Владимировым формат общения, отмечая, что он помогает избежать паники в период кризиса.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в формате прямой линии пообщался с жителями региона и рассказал о том, как край живет в условиях самоизоляции и как будет развиваться после снятия карантинных мер. По мнению экспертов центра «Юг», Владимиров демонстрирует не только умение управлять повесткой, но также владение «ручным режимом» управления при решении точечных вопросов. А прямой доверительный диалог в сочетании с «контентом из мирной жизни» – это как раз те формы взаимодействия власти с жителями, которые помогают облегчить психологическое состояние в период самоизоляции, отмечают эксперты.

Накануне майских праздников глава Ставрополья Владимир Владимиров провел прямую линию и ответил на вопросы жителей края. Бо́льшая часть разговора так или иначе касалась эпидемиологической обстановки и режима ограничительных мер, призванных остановить распространение COVID-19. Сегодня Ставропольский край имеет самый низкий показатель в СКФО по количеству заболевших на 100 тыс. населения. Имеющиеся в крае койки с аппаратами ИВЛ задействованы сейчас всего на 5%. Самоизоляция, соблюдаемая жителями, дает возможность постепенно снимать ограничения с работы различных сфер бизнеса: с 1 мая в крае начнут работать парикмахерские, ранее открылись СТО.

Но жизнь края и работа губернатора не ограничиваются борьбой с коронавирусом. Так, перед прямой линией Владимиров лично побывал на площадке, которую готовят под строительство молодежного лагеря возле горы Машук, и территориальная близость стройки к памятнику природы вызывает опасения жителей. «Я сегодня был на стройплощадке. Нижний лагерь «Машук», где идут работы, никогда не входил ни в границы памятника природы, ни в пределы особо охраняемой зоны: до них от стройки еще несколько десятков метров. Там исторически был лагерь. Там он и останется», – рассказал Владимиров уже в ходе телеэфира.

Разговор с активистами и личная визуальная оценка ситуации – это тот инструмент ручного режима управления, которым не стоит пренебрегать губернатору, несмотря на наличие, казалось бы, более масштабных проблем, считает политолог Павел Данилин. «Возможно, кто-то посчитает, что сегодня ручной режим управления с поездками по дворам и на Машук не совсем соответствует ситуации. Но тем не менее рабочие поездки – это основная часть работы главы территории. Владимиров в принципе открытый человек, и его график встреч достаточно плотный, но в последнее время он стал даже более энергичным. И в этом контексте то, что он ездит по региону, хорошо: только в таком режиме он может узнать, как живет край. И только сам сможет рассказать обо всем», – отмечает эксперт.

Уверенное владение Владимирова повесткой, продемонстрированное в ходе прямой линии, отмечает и руководитель Ставропольского филиала Фонда развития гражданского общества Геннадий Косов: «Понятно, что вопросы пандемии на первом месте, но такие вопросы, как ЖКХ, ремонт дорог, строительство, никто не отменял, и в ходе прямой линии жители смогли получить ответы. Владимиров продемонстрировал не только детальное владение информацией, но и способность быстро отдавать нужные распоряжения. Кроме того, он рассказал, как будет развиваться край после карантина и что делают власти, чтобы он поскорее закончился. Многие вопросы жителей были как раз о будущем, в том числе экономическом. Это значит, что и люди не зацикливаются на вирусе».

Оперативная информация о пандемии, прямой диалог в сочетании с контентом из «мирной жизни» – это как раз те формы взаимодействия власти с жителями, которые «помогут облегчить психологическое состояние наших сограждан», считает социальный технолог Екатерина Колесникова. «Выступления первых лиц региона / города, которые искренне делятся с людьми хорошими новостями (например, мы нашли деньги на строительство нового ФОКа или отремонтируем набережную), крайне важны сейчас. Людям важно помнить, что кризис – временное явление, уличные прогулки, магазины, туризм, рестораны, выставки скоро вернутся в их жизнь. То есть сейчас надо суметь сохранить ощущение реальности в людях», – поясняет свою мысль Колесникова.

В ходе прямой линии Владимиров много внимания уделял строительству новых дорог, ремонту водопроводных сетей, а также объяснял жителям, что чем тщательнее они будут соблюдать режим самоизоляции сейчас, тем быстрее край вернется к привычному ритму жизни и приступит к реализации многих важных социальных программ.

Важность именно разъяснительной работы для скорейшего выхода из пандемии отмечает завкафедрой общественных связей и медиаполитики РАНХиГС, профессор Феликс Шарков. «Только ограничительный метод работы неэффективен, – уверен эксперт. – Одни граждане его понимают и выполняют, другие уверены, что их беда обойдет, третьи – что правила не для них. Здесь важна разъяснительная часть, причем от первого лица. В условиях чрезвычайных ситуаций поведение лидера в регионе решающее и может сильно повлиять на поведение остальных. Если люди видят, что губернатор не боится говорить на сложные темы, на любые темы, то это увеличивает доверие и снижает тревожность».

С тем, что нельзя «использовать только лишь запреты и мотивацию в виде штрафа», согласна и соцтехнолог Екатерина Колесникова. По ее мнению, выстраивание коммуникаций власти с обществом в кризисные моменты сродни работе сапера, а кроме этого, умный губернатор в такие моменты должен быть для жителей своего региона еще и «немножко Кашпировским».

«В сегодняшней ситуации малейшее неверное движение власти – и все рванет. С людьми нужно разговаривать. И практика регулярных онлайн-выступлений губернатора – дело хорошее. Не все люди понимают «чиновничий язык» постановлений на сайтах правительства. Им нужны и разъяснения, и психологическая поддержка, исходящая от лица, отвечающего за безопасность всех. Главная проблема наших чиновников – боязнь людей и нежелание быть искренними. Сейчас же, в стрессовой ситуации, они должны настраивать людей и лечить словом», – резюмирует эксперт.

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»
Версия для печати
Главное