Ставропольский край
3 июля 2019

Эксперты поддержали предложение ставропольского губернатора о необходимости борьбы с компаниями, которые спекулируют на госзакупках

На заседании президиума по нацпроектам при президенте ставропольский губернатор Владимир Владимиров обратил внимание на проблему спекуляций на госзакупках со стороны компаний, цель которых не победа в торгах, а вымогательство. Тревогу главы Ставрополья разделил премьер Дмитрий Медведев, он предложил разработать комплекс мер по борьбе с фирмами-махинаторами. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты разделяют идею искоренить это явление, которое возникло из-за пробелов в законодательстве.

Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров на заседании президиума по нацпроектам при президенте попросил принять меры для решения проблемы по манипулированию торгами в рамках реализации нацпроектов и не только. Он привел несколько примеров, когда на торги выходят фирмы, которые тут же жалуются на их неправильное проведение и требуют их отмены. «Сносятся торги, мы на месяц уходим. Вопрос в том, чтобы этой компании заплатили 20 тыс. руб. Это просто вымогательство, шантаж на торгах», – заявил губернатор, предположив, что такие ситуации возникают повсеместно.

Премьер российского правительства в ответ на инициативу губернатора предложил обдумать комплекс мер по борьбе с компаниями, которые умышленно срывают торги или демпингуют. «Надо подумать, какие составы правонарушений здесь можно использовать или сформулировать новые – и административные, и, может быть, уголовные тоже, потому что от таких действий миллионные, если не миллиардные, убытки», – заявил премьер-министр. Он предложил членам президиума вместе разработать предложения по борьбе с этим явлением.

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают, что губернатор Владимиров обратил внимание на серьезную проблему, которая представляет угрозу реализации нацпроектов.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что ситуаций, которые описывал ставропольский губернатор, в России достаточно. Причем нигде в мире, по словам эксперта, они больше не наблюдаются. «У этих компаний нет задачи выиграть торги, они сбивают цены, уходят в ноль, оспаривают сами результаты торгов. Это некая форма вымогательства, которая возникла в результате пробела в наших законодательных процедурах», – говорит эксперт.

По словам Кабанова, предъявить какие-либо обвинения таким компаниям-вымогателям невозможно без модернизации процедур в рамках 44-го и 223-го федеральных законов, регламентирующих госзакупки. «В них вроде внесли какие-то поправки, но все равно в процедуре остались лазейки – люфт остался и у чиновников, и у бизнесменов. Но я все-таки думаю, что, поскольку у нас на нацпроекты выделяются огромные средства, надо минимизировать риски по их потере, сделать все возможное: еще раз проверить процедуры на их пригодность, тем более что специалистам уже все понятно, они давно говорят, где у нас «дырки», – обратил внимание Кабанов. При этом он убежден, что нужно предпринимать шаги не вдогонку за теми, кто придумывает нечистоплотные схемы, а в целом выстроить процедуры таким образом, чтобы эти схемы не могли быть придуманы в принципе.

Предложение пресекать работу компаний, намеренно срывающих госзакупки, поддерживает и член комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен. По его словам, такие фирмы, как правило, имеют серьезное юридическое сопровождение, в отличие от тех же сельских муниципалитетов, которые должны вступить в судебные разбирательства с недобросовестными участниками госзакупок. «Эти конторы, где один стол, стул, но мощное юридическое сопровождение, выступают в данном случае как спекулянты, мародеры, и с ними надо бороться», – считает депутат. Он добавил, что от этих действий страдает честный бизнес, готовый работать по правилам.

Самое главное, что из-за действий этих компаний государство теряет время на реализацию нацпроектов, продолжает Тен. «Допустим, объявляются торги, на них выходят спекулянты какие-нибудь, торги проводятся. Потом выясняется, что эти спекулянты не способны выполнить все объемы работ. Но время-то уходит. Например, у нас в Сибири строительный сезон для дорожников и для предприятий, которые занимаются гражданским, жилищным строительством, очень короткий. Поэтому потеря двух-трех месяцев на проведение соответствующих мероприятий по госзакупкам, потом обжалование их, потом проведение по новой могут привести к тому, что целый год выйдет. А у нас нацпроекты рассчитаны до 2024г.», – обратил внимание собеседник «Клуба Регионов». Кроме того, из-за таких действий государство несет и финансовые потери. «Когда деньги воруют таким образом из государственной казны, деньги налогоплательщиков – это с точки зрения экономики очень серьезное преступление экономического характера», – подчеркнул Тен.

Версия для печати
Главное