Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
17 июня 2022

Действует на опережение: глава Архангельской области Цыбульский предложил поддержку для развития судоремонта в условиях санкций

Архангельская область претендует на роль одной из главных судоремонтных территорий. На полях Петербургского экономического форума губернатор Александр Цыбульский вновь поднял тему развития судоремонтной инфраструктуры, которая будет все более востребована в условиях санкционного давления. Учитывая этот фактор, власти региона действуют на опережение и готовы оказывать всестороннюю поддержку для развития этой отрасли на базе той инфраструктуры, что уже есть в Архангельской области.

Если до недавнего времени порядка 50% арктических судов российского коммерческого флота вставали на судоремонт на зарубежных верфях, то сегодня часть из этих стран либо запретили ремонт российских судов, либо существенно подняли цены на свои услуги. По прогнозам Цыбульского, уже в текущем году около 100 морских судов, габариты которых позволяют заходить в морской порт Архангельска, будут нуждаться в проведении планового и аварийного ремонта, а также около 200 судов класса «река-море» и вспомогательных судов, для которых Архангельск является портом приписки. По мнению архангельского губернатора, одной из мер поддержки для частного бизнеса, который заинтересован в развитии судоремонтной инфраструктуры, может стать программа льготного лизинга.

«Архангельск – это одна из российских мореходных столиц, а судоремонт в Архангельской области – это совершенно точно перспективное направление работы. При наличии такого выхода к морям и океанам и такой обширной сети рек нам необходим судоремонт по определению, и поэтому стремление властей региона развивать эту отрасль похвально», – комментирует эксперт по недропользованию Научно-технического совета Минприроды РФ, член Ассоциации полярников Андрей Иванов, который в течение нескольких лет был координатором программ Проектного офиса развития Арктики.

Однако, по словам эксперта, для наращивания объема судоремонта необходимо решить ряд вопросов на законодательном уровне. «Одна из сложностей заключается в том, что есть множество судов, которые принадлежат российским компаниям, но ходят под флагами так называемых комфортных стран (например, Непала, где моря даже близко нет, но есть налоговые льготы), и до недавнего времени им было выгоднее ремонтироваться в зарубежных портах, – комментирует Иванов. – Для российских портов ремонт таких судов – это уже экспорт услуг. А экспорт именно судоремонта у нас недостаточно детализирован законодательно, и без доработок законодательства это существенное препятствие для таких судов. Проблема существует более десятка лет, но пока на серьезном уровне ею никто не занимался. Однако сегодня она может получить решение с выгодой и для Архангельской области, и для судовладельцев».

Эксперт позитивно оценивает тот факт, что Цыбульский поднимает вопрос расширения судоремонта на представительной площадке ПМЭФ, не без оснований полагая, что для решения проблемы потребуется подключение лоббистского ресурса «и федерального Минтранса, и «Росатома» (как оператора СМП), и Объединенной судостроительной корпорации». «Процесс внесения изменений длительный, но сделать это реально. А на переходный период можно установить особый режим по допуску на судоремонт как раз для таких судов, которые по факту российские, но ходят под комфортным флагом. Ремонтировать суда на отечественной базе, конечно, будет дешевле. Сокращая стоимость судоремонта, мы тем самым сокращаем издержки на рыбный промысел, на краба и вообще на вылов любых биоресурсов. Иными словами, эффективность в сегменте судоремонта имеет мультипликативный эффект для массы смежных отраслей», – подчеркнул Иванов.

С учетом перспектив Севморпути дальнейшее развитие судоремонта в Архангельской области станет дополнительной точкой роста для экономики региона и социального благополучия жителей, считает научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлёв. «Вещи, которые говорит Цыбульский, вполне обоснованы. Подождите немного, и помимо судоремонта встанет вопрос строительства нового тоннажа. Севморпуть сейчас будет очень усиливаться, особенно в условиях санкций. И заинтересована в этом не только Россия, но и Китай. Третий по размеру ледокольный флот в мире – китайский. Они готовы вкладываться, а чтобы вкладываться, нужна самая разнообразная инфраструктура, – говорит Журавлёв. – Для региона это очень важная инициатива, это ведь не только новые рабочие места, но и хорошие зарплаты. А для любой региональной экономики это крайне важно. Чем выше уровень платежеспособности, тем активнее в регионе развиваются и услуги, и торговля. А это все налоги в бюджет».

Также Цыбульский выступил на форуме с инициативой организовать единый проект по поиску и подготовке управленческих кадров для Арктики. Реализация этой инициативы важна для всех регионов арктической зоны, необходимость такого подхода к подготовке кадров объясняет Дмитрий Журавлёв: «На Севере то, что вы не используете сразу, вы потеряете. Там нельзя рассчитывать, как в средней полосе России, что если в этом году не достроили, то можно в следующем закончить. Нет. Там будет болото на следующий год, и управленец должен это понимать. Любой, даже небольшой, проект муниципального уровня на Севере требует очень точного расчета, среднестатистические подходы здесь не работают, и так во всем. И кадровый проект, который вынес на обсуждение архангельский губернатор, может оказаться важен для всех арктических регионов».

Проект подготовки управленческих кадров для регионов Севера, предложенный Цыбульским, в какой-то степени опирается и на его собственный опыт успешного управленца, который плотно занимался вопросами Арктики в Москве, а потом приехал на местность и понял, что «многое так, да не так», комментирует Андрей Иванов. Поэтому Цыбульский в данном случае точно знает, о чем говорит. «Специфика достаточно существенная. Скажем так, практическое арктиковедение отличается от того, как это представляется в теории. Необходимо понимание условий работы, и проблемы ведь не только в низких температурах. Помимо природно-климатических условий нужно понимать и учитывать сложности с функционированием организма человека, да и многое другое. И понимание общей специфики работы складывается из маленьких нюансов», – поясняет эксперт.

Эксперты сходятся во мнении, что инициативы, озвученные архангельским губернатором на площадке ПМЭФ, показывают, что власти региона грамотно используют свои конкурентные преимущества для создания дополнительных точек развития и новых рабочих мест.

Версия для печати