Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
17 марта 2015

Депутат Госдумы: на губернаторов не давят в выборе модели МСУ

По словам депутата Госдумы РФ Михаила Старшинова, на губернаторов не оказывается давления в праве выбора формы местного самоуправления, а наоборот предоставлена возможность выбрать тот вариант, который наиболее соответствует положению дел в регионе. В Омской области парламентариям предложено проголосовать за самый жесткий вариант реформы – главы будут выбираться депутатами из числа кандидатов, представленных специальной комиссией. Такой законопроект внес губернатор Виктор Назаров. По мнению экспертов, выбранная модель ведет к отдалению власти от населения и размыванию ответственности за происходящее в территориях.

В Омской области решили идти по пути отмены прямых выборов глав муниципалитетов. Такое решение принято губернатором Виктором Назаровым, который внес на рассмотрение депутатов заксобрания соответствующий законопроект. Согласно предложению Назарова, градоначальник будет выбираться депутатами из числа кандидатов, представленных специальной комиссией. Половину членов комиссии будет назначать сам губернатор, а вторую половину составят депутаты.

Напомним, что ранее президент Владимир Путин подписал поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым сити-менеджер может избираться городским советом из числа кандидатов, «представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса».

В то же время за регионами закреплено право самим выбирать один из трех возможных вариантов организации местного самоуправления. Это в интервью «Клубу Регионов» подчеркнул депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов: «У меня нет данных, что давят на губернаторов и заставляют их принимать именно такие решения. Разные везде ситуации и один регион на другой не похож, поэтому и в законе было предусмотрено, предоставить возможность местным товарищам ту форму, которая в большей степени соответствует их представлениям, как это должно быть организовано: хотите – голосуйте парламентом, хотите – выбирайте всенародно».

Старшинов уверен, что далеко не все субъекты РФ пойдут по модели с конкурсной комиссией: «Это их (регионов) право, в этом и был смысл закона, потому что очень большая страна, и очень много регионов, и не нужно на соседа смотреть. У нас 85 субъектов Российской Федерации, мне известно лишь о нескольких, где решение принято проводить выборы голосованием депутатов. Несколько, это не 85».

Наблюдатели ранее отмечали, что модель, по которой пошли в Омской области, используют неуверенные в себе губернаторы. Стоит сказать, что в ряде субъектов РФ региональные власти спокойно идут на сохранение прямых выборов глав муниципалитетов. Так, мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил «Интерфаксу», что выступает против отмены выборов главы города и губернатор Владимир Городецкий поддерживает его в этом вопросе.

Губернаторы, которые вместо того чтобы грамотно распорядиться предоставленными законом возможностями, начинают вне зависимости от реального положения дел в регионе выполнять до последней точки «установки» сверху, могут в итоге получить обратный результат. В Красноярском крае, недавно принятый закон (аналогичный омскому), уже стал поводом к конфликтам. О намерении вернуть прямые выборы мэров заявили в пяти городах Красноярского края, в том числе в столице региона. Желание губернатора, поддержанное краевым парламентом, выбирать глав муниципалитетов спецкомиссией вызвало негативную реакцию в целом ряде муниципальных парламентов, депутаты которых отказались поддерживать предложенную модель.

Член Общественной палаты РФ Игорь Шпектор считает, что модель выборов мэра через конкурсную комиссию ведет к тому, что управление муниципальными территориями фактически переходит на уровень субъекта, что затрудняет оперативное решение проблем. «Сейчас все идет к тому, что вместо того, как говорил Владимир Владимирович, приблизить власть к народу – мы ее отдаляем от него. И сегодня губернаторы очень увлечены этой идеей, стараются забирать целый раз функций у муниципалитетов и органов местного самоуправления всех уровней.

Здравоохранение, которое, например, ушло в субъекты, это же совершенно ненормально. Люди ведь приходят к местной власти и спрашивают, почему течет крыша в больнице, как работает регистратура, почему главные врачи бесправны, и так далее.. А когда управляет этим чиновник, который сидит за тысячи километров от района, города, поселка, то это не правильно».

По мнению Шпектора, такая система приведет к размыванию ответственности за происходящее в муниципалитетах: «Губернатор ничего не боится, он всегда скажет, что это не я виноват. Скажет – я ошибся, и его надо снять. И все. И затем снова. Будет череда назначенцев. Я противник этого. Я за то, чтобы руководители на местах отвечали за то, что происходит на их территориях».

Противники отмены выборов мэров в Омской области предполагают, что внесенный на рассмотрение законопроект может быть выгоден только «Единой России» и губернатору. «Это выгодно губернатору и партии власти, которая пытается удержать рычаги управления в своих руках. Реформа происходит, потому что в сентябре 2015г. «Единая Россия» потеряла очень много постов во главе муниципальных образований, в том числе и в Омской области. А в этом году они бы потеряли еще больше. И чтобы удержать власть, они подумали о так называемой административной реформе. Губернатору это выгодно. Здесь нет необходимости затрачивать административный ресурс, здесь не нужно искать людей, за которых проголосуют», – сказал ранее «Клубу Регионов» депутат Госдумы Ян Зелинский.

Предполагается, что законопроект об отмене выборов мэров в Омской области будет рассмотрен заксобранием 19 марта. В случае его принятия целой серии муниципальных выборов, назначенных на осень 2015г. в регионе уже не будет.

Версия для печати