Оренбургский губернатор Паслер выступил с рядом важнейших инициатив на российско-казахстанском форуме
Развитие транспортного сообщения между Россией и Казахстаном приобретает для нашей страны принципиальную значимость не только в экономическом, но и в политическом смысле, комментируют эксперты прошедший накануне в Оренбурге XVIII Форум межрегионального сотрудничества, который открывали президенты Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев.
Как отметил глава Российского государства, развитие совместной транспортно-логистической инфраструктуры, снятие ограничений, которые мешают торговым и инвестиционным обменам, особенно актуально сегодня, когда международная торговля находится в кризисе. «С учетом этого в России реализуются масштабные меры по переориентации своих экспортно-импортных операций на новые рынки. Вместе с казахстанскими партнерами предпринимаем скоординированные шаги по повышению конкурентоспособности и укреплению транзитного потенциала наших транспортных систем», – сказал Путин. Особо он отметил значимость работы регионов, благодаря активности которых в 2021г. рост товарооборота между нашими странами составил беспрецедентные 35%, а за восемь месяцев 2022г. этот показатель вырос еще на 9%.
«Могу с уверенностью сказать: диалог состоялся», – заявил по итогам форума губернатор Оренбургской области Денис Паслер. «С обеих сторон есть четкое понимание, куда двигаться. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру – строить дороги, обновлять пункты пропуска на границе, менять тарифную политику на железнодорожном транспорте. Важно также расширять промышленную кооперацию, наращивать инженерный потенциал, обеспечивать технологический суверенитет», – заявил глава региона.
На форуме оренбургский губернатор поднял вопросы о необходимости расширения автомагистралей, связывающих приграничную область с другими регионами России, и снижения тарифа на ж/д перевозки. «Отправка контейнера, загруженного мукой, из Москвы через Забайкальск обходится отправителю груза в 480 тыс. руб., а отправка через «Илецк-1» – 950 тыс. руб., хотя данный маршрут короче на 2 тыс. км и сокращает время пути на шесть дней. Бизнес стоит перед дилеммой – сэкономить время или деньги», – привел пример глава Оренбургской области. Паслер предложил вынести этот вопрос на рассмотрение межправительственной комиссии по сотрудничеству двух стран.
Отметим, что Оренбургская область уже во второй раз проводила российско-казахстанский форум, и, как отметили его участники, он был организовано на высоком уровне. Мероприятие привлекло около 700 представителей из более чем 40 регионов двух стран.
Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты полагают, что взаимодействие с Казахстаном сегодня имеет для России стратегическое значение, а роль приграничных регионов, таких как Оренбургская область, в реализации потенциала совместного сотрудничества только увеличивается.
Отношения России с другими странами стремительно меняются, и сегодня Россия переносит акцент на взаимоотношения с Востоком и Югом, обратил внимание завкафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности РАНХиГС Александр Михайленко. «В такой политике огромное значение имеют логистика, транспортные коридоры, создающие условия для различных вариантов взаимосвязей. В этом плане очень важно, как мы будем взаимодействовать с Казахстаном, с которым у нас самая длинная граница. Думаю, в январе этого года Казахстан понял, что от России очень много зависит с точки зрения безопасности, и если рассматривать это в комплексе с логистикой, экономикой, то у нас с ним должны развиваться очень доверительные, надежные отношения», – рассуждает Михайленко.
«Для России важно сохранить собственную транзитную роль для выхода Казахстана на зарубежные рынки. Вспомним, например, систему Каспийского трубопроводного консорциума, по которой в 2021г., по статистике Минэнерго Казахстана, было поставлено около 78,5% объемов нефти, отправляемой из страны на экспорт», – обратил внимание директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. Но не менее важен для нас и транзитный потенциал Казахстана, в том числе для развития маршрутов на перспективу вроде транспортного коридора «Европа – Западный Китай». «Наконец, в условиях санкционного давления любое дополнительное «окно во внешний мир» приобретает для России дополнительное значение», – добавил Нейжмаков. Развитие инфраструктурных проектов, по его мнению, может дополнительно скреплять отношения между нашими государствами, особенно если учесть, что в Казахстане большое влияние у строительного лобби и представители крупных строительных компаний иногда даже сопровождают Токаева в международных поездках.
О мерах, предпринимаемых Оренбургской областью в рамках этой работы, на форуме сообщил губернатор Паслер. Главным направлением работы он назвал наращивание транзитно-логистического потенциала. Поэтому при ремонте и строительстве дорог в регионе акцент делается на региональную опорную сеть, поиск инвесторов для создания в Оренбургской агломерации транспортно-логистического терминала по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров с полным спектром транспортных и дополнительных услуг, ведется подготовка к реконструкции пограничных автомобильных пунктов пропуска Сагарчин, Маштаково, Илек и Орск и строительству вторых путей на участке железной дороги Донгузская – Маячная для улучшения пропускной способности.
Михаил Нейжмаков заметил, что после усиление санкционного давления против нашей страны отношения российских приграничных регионов с Казахстаном интенсифицировались, губернаторы стали идти на прямые контакты с партнерами из республики, а развитие транспортных коридоров нередко становится драйвером реализации инфраструктурных проектов на уровне регионов. Речь идет не только о проектах, напрямую связанных с этой деятельностью, вроде логистического терминала под Оренбургом, но и, например, о строительстве обхода Тольятти в Самарской области.
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин полагает, что роль приграничных регионов в выстраивании отношений России и Казахстана трудно переоценить. Он также отметил, что значимость взаимоотношений с соседней республикой после начала СВО выросла. «Казахстан ведет свою игру: он, с одной стороны, заинтересован в развитии отношений с Россией, но, с другой стороны, не меньше заинтересован в том, чтобы не ссориться с мировыми центрами силы. Поэтому транспортные коридоры очень важны, главное, чтобы они вели в правильном направлении», – сказал депутат.
По мнению Александра Михайленко, в отношении Казахстана у российских регионов и федерального центра общие интересы. Именно от деятельности приграничных субъектов РФ зависит, по его мнению, общее позитивное восприятие соседней республики. «Обратите внимание, не все наши регионы наладили такое сотрудничество, хотя возможности у них есть. А чем теснее будет такое сотрудничество, тем больше будет доверия у граждан России и Казахстана друг к другу, и оно будет подталкивать правящие элиты и политиков к правильным шагам», – заключил политолог.
Напомним, Оренбургская область тесно взаимодействует с Казахстаном не только в вопросах торговли и транспортного сообщения, но и в рамках решения важнейших экологических вопросов. Один из них – совместная работа по предотвращению обмеления реки Урал, внимание к которой активно привлекает губернатор Паслер.