Свердловская область
4 апреля 2025

Политолог Сергей Мошкин: в Свердловской области некому составить реальную конкуренцию губернатору, поэтому явку придется нагнетать искусственно

Избирком Свердловской области рассматривает возможность использовать ДЭГ на выборах губернатора в ЕДГ-2025. Там ссылаются на прошлый успешный опыт применения этих технологий. Политолог Сергей Мошкин уверен, что ДЭГ будет, и сыграет на явку, а, следовательно, на результат нового руководителя региона Дениса Паслера. Эксперт уточнил, что сегодня в регионе нет политиков, способных навязать основному кандидату реальную конкуренцию, и в таком случае повышение явки будет работать только на фаворита. 

– Какой у вас прогноз на использование ДЭГ на губернаторских выборах?

– Уверен, ДЭГ обязательно будет, потому что эта технология показала свою эффективность для власти. Усилия по его организации и приводу через ДЭГ избирателей (тут речь идет в первую очередь о бюджетниках), будут обязательно. Ну и голосование, скорее всего, снова будет трехдневным – эта технология себя тоже оправдала.

– А что насчет электронного голосования через специальные терминалы на участках? Если Госдума успеет принять закон, Свердловская область воспользуется возможностью?

– Думаю, этого у нас не будет, поскольку область обширная, есть удаленные, труднодоступные районы, вряд ли их на 100% можно обеспечить терминалами. У нас КОИБами-то вряд ли все 100% участков обеспечат.

– Смена губернатора подстегнет явку на выборы?

– Не думаю. Но явка на губернаторские выборы всегда выше, чем,  допустим, на выборы в заксобрание, поскольку это персонифицированные выборы. Плюс, когда Евгений Куйвашев избирался последний раз, в 2022 году, по всей области была развернута масштабная лотерея с невероятными призами в виде мотоциклов, машин, квартир. В 2017 году вообще была беспроигрышная лотерея, там любой пришедший получал хоть какой-то приз – начиная от авторучки и заканчивая квартирой. Это, конечно, не называлось лотереей, поскольку по закону они запрещены.

– Если люди не ходят на выборы, может, хотя бы такими «плюшками» их можно стимулировать исполнить гражданский долг?

– Когда есть всего один фаворит, то повышенная явка работает на фаворита – тут простая арифметика. Высокая явка непредсказуемо работает только тогда, когда есть реально конкурирующие между собой кандидаты. Но в Свердловской области и в 2017, и в 2022 году соперниками Куйвашева были спарринг-партнеры, не имеющие никаких шансов на избрание, поэтому явку надували всеми возможными способами.

– Что будет в 2025 году?

–  Пока сложно сказать, как будет выстроена эта вот компания с точки зрения конкуренции, но, думаю, общие черты можно предсказать. Безусловно, Паслеру будут искать спарринг-партнеров, которые будут представлять весь спектр политических партий, может, даже будет кто-то из непарламентских. Но они не будут представлять никакой угрозы, им помогут пройти муниципальный фильтр.

– А есть ли сейчас в Свердловской области те, кто мог бы составить Паслеру реальную конкуренцию?

– Думаю, на сегодняшний день нет. В 2017 году, когда Куйвашев шел на второй срок, у нас было трое таких кандидатов: Сергей Носов, Александр Бурков и сам Денис Паслер. Но их благополучно отправили в другие регионы: Носова – в губернаторы Магаданской области, Буркова – Омской, Паслера – Оренбургской. Поляна с тех пор зачищена. Ну а если предположить, что в выборах мог бы участвовать [бывший мэр Екатеринбурга] Ройзман, который на слуху, так он иностранный агент, ему по закону в выборах участвовать нельзя. Вот и всё, настоящих буйных мало.  

Версия для печати