прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
20 ноября 2015

Фёдор Крашенинников: В интервью Куйвашева можно критиковать и опровергать буквально каждый абзац

Президент Института развития и модернизации общественных связей Фёдор Крашенинников последовательно опровергает тезисы, высказанные губернатором Евгением Куйвашевым в недавнем интервью газете «Ведомости». Политолог приходит к выводу, что выступление главы региона оставляет «крайне тягостное» впечатление.

«Интервью губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева журналистам газеты «Ведомости» вызвало в Екатеринбурге бурную реакцию – главным образом из-за оптимистичного и весьма вольного толкования показателей социально-экономического развития региона. Не имея возможности проанализировать каждый из высказанных губернатором тезисов, позволим себе бегло разобрать лишь самые важные.

«Государственные займы – это эффективный инструмент, которым нужно умело пользоваться. Поэтому мы и решили заместить дорогие деньги дешевыми, взяв у государства под 0,5% годовых, тогда как до этого занимали под 14%» – так Евгений Куйвашев характеризует бюджетную политику своей администрации.

Оптимизм губернатора слабо коррелирует с кредитной политикой регионального минфина и проектом бюджета области на 2016г. Так, последние тендеры на привлечение заемных средств министерство финансов объявило 17 октября 2015 г., общая сумма новых займов должна составить более 7 млрд руб., причем под те же 14%, от которых, по утверждению Куйвашева, якобы удалось отказаться областным властям.

В 2016г. эта политика также вряд ли изменится. Во всяком случае в проекте областного бюджета на будущий год содержатся следующие объемы привлечения кредитных средств: коммерческих кредитов планируется взять на 35,4 млрд руб., а бюджетных – только на 13 млрд руб. Растущий долг с каждым годом становится для Свердловской области все более обременительным: в 2016 г. на его обслуживание бюджет потратит 6 млрд руб., что на 29,4% больше, чем в 2015г. «Увеличение расходов на обслуживание государственного долга связано с ростом стоимости заимствований на финансовом рынке, а также с увеличением объема долговых обязательств, подлежащих обслуживанию в 2016г.», – говорится в пояснительной записке к бюджету. Так что ни о каком замещении дорогих кредитов дешевыми в реальности говорить не приходится.

«Сегодня экономика Свердловской области – это здоровый, слаженный механизм» – так губернатор заявляет в своем интервью. По данным Свердловскстата, индекс промышленного производства в Свердловской области в сентябре 2015г. снизился на 4,7% по сравнению с августом. А в сравнении с сентябрем 2014г. спад зафиксирован на уровне 15,9%. Можно ли считать эти показатели признаками здоровья?

«Свердловская область – это индустриальный регион, а по итогам 2014г. мы заняли по стране 2-е место по приросту надоев молока. Показатели вырастут и в этом году. Сейчас мы надаиваем 635 000–640 000 тонн молока. И считаем, что можем увеличить производство молока до 1–1,2 млн тонн. И есть хорошие, большие потенциальные рынки сбыта <...> Смотрим на китайский и индийский рынки», – заявил Куйвашев. Согласно данным регионального министерства АПК и продовольствия, Свердловская область обеспечивает себя молоком только на 60% (по другим источникам – на 40%). То есть свердловчанам молока не хватает даже с учетом прироста, а глава области уже хочет торговать им на мировом рынке. Более того, согласно данным Свердловскстата, производство молока в январе – сентябре 2015г. составило 499,7 тонны и осталось на уровне 2014г. – если так, то о каком росте надоев вообще идет речь?

Не меньше вопросов вызвала и политическая часть интервью. «В подавляющем большинстве у нас выстроены рабочие взаимоотношения со всеми главами муниципалитетов. Свердловская область – это единый механизм», – заявляет Куйвашев на фоне непрекращающейся войны своей администрации с руководством двух крупнейших муниципалитетов региона – Екатеринбурга и Нижнего Тагила (в которых живет более трети населения области). Буквально на следующий день после публикации интервью мэр Нижнего Тагила Сергей Носов в очередной раз резко раскритиковал бюджетную политику губернатора и его команды. Подобные словесные дуэли между областными и муниципальными руководителями – не исключения, а практика последних лет работы «единого механизма».

За несколько дней до обсуждаемого интервью был опубликован очередной рейтинг губернаторов, в котором Куйвашев потерял семь позиций, как указано в примечаниях, из-за тесных связей с рядом бизнес-структур. «Мы сотрудничаем со всеми представителями бизнеса в регионе. Никаких преференций никому не создаем <...> Есть конкурсные процедуры. Будут там компании этих предпринимателей участвовать или нет, не знаю. Я знаю, что раньше ЖКХ – это была бездонная бочка. Сейчас проблем нет. Показатели по отключениям, по авариям за последние три года снизились в пять раз. И они не требовали дополнительных денег, чтобы это обеспечить», – заявил он.

Ситуация в губернском ЖКХ – больной вопрос для региона. Особенно нелепо читать бодрые рапорты губернатора на фоне коммунального коллапса в Белоярском городском округе, где жители многих домов с начала осени сидят без тепла. Здесь же стоит припомнить недавний скандал, связанный с капитальным ремонтом жилых домов в Свердловской области. В начале текущего года в регионе капремонт был запланирован на 969 объектах. К середине октября работы были полностью завершены только в пяти домах, в 231 доме ремонт даже не начинался. Прокуратура области возлагает персональную ответственность за провал программы на главу регионального фонда капремонта Александра Караваева, который считается приближенным к окружению Куйвашева. И вот такое положение дел губернатор считает беспроблемным?

В интервью Куйвашева можно было бы критиковать и опровергать буквально каждый абзац – и оценки экономической и социальной ситуации в регионе, и какие-то проходные утверждения и замечания. Но общее впечатление от выступления губернатора у региональных элит крайне тягостное».

Версия для печати
Свердловская область
политолог

Президент Института развития и модернизации общественных связей