По инициативе ярославского губернатора Миронова правительство РФ выделит средства на ликвидацию накопленного экологического вреда в регионе
Премьер-министр Михаил Мишустин поддержал предложение губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова о выделении федерального финансирования для рекультивации земель бывшего сажевого завода в Ярославле и ликвидации кислогудронных прудов на территории завода Менделеева в Тутаевском районе. «Сейчас по обоим вопросам наметились реальные пути решения», – сообщил «Регнуму» депутат Госдумы от Ярославской области, член комитета по экологии и охране окружающей среды Андрей Коваленко, который уже давно на всех уровнях ставит вопросы по решению этих проблем.
Сажевый завод был построен в Ярославле в 100 метрах от Волги в начале ХХв., а в 70-е гг. предприятие переехало на новое место. На старом месте от него остались котлованы с так называемыми «зелеными маслами» – нефтепродуктом, используемым при производстве покрышек. Уже несколько десятилетий нефтепродукты просачиваются в землю и уже достигли подземных рек, впадающих в Волгу. Исследования, которые провели на месте, показали, что общий объем токсичных отходов, которые могут попасть в Волгу, составляет около 16 тыс. тонн.
В 2022г. на территории котлованов с «зелеными маслами» должны пройти инженерные изыскания, а в 2023г. – разработана проектно-сметная документация. Эти работы включат в федеральную программу «Оздоровление Волги», одним из инициаторов которой был Миронов. Отметим, в 2020г. финансовое исполнение всех проектов в рамках этой программы в Ярославской области составило 99%. Также напомним, что в прошлом году Миронов смог убедить федеральные власти отказаться от поддержки проекта строительства ЦБК рядом с Рыбинским водохранилищем в Вологодской области, деятельность которого привела бы к загрязнению бассейна Волги.
Новые инженерные изыскания покажут объем накопленного экологического вреда и степень его опасности, в частности скорость, с которой «зеленые масла» проникают в Волгу, говорит гидролог, экономист, научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. «Но, конечно, рано или поздно, если ничего не делать, все это попадет в воду. А это очень опасные вещества, и это добавит к той грязи, которая и без того в Волге содержится, очень приличный новый объем, так что допускать этого ни в коем случае не следует. Ну а поскольку [накопление этого вреда] это давняя история и эти «масла» туда свозили из разных мест, то я думаю, что их ликвидация должна быть совместной работой федеральных и областных властей. А если удастся привлечь еще какие-то коммерческие источники, то это будет прекрасно, и это вполне возможно: пусть не всегда, но иногда можно найти заинтересованные бизнес-структуры, которые в таком проекте поучаствуют», – рассуждает эколог.
Что касается кислогудронных прудов Менделеевского завода, то, например, в 2017г. на территории предприятия и всего Тутаевского района был введен режим ЧС из-за паводка. Тогда у экспертов были серьезные опасения, что кислая вода, полученная в результате очистки нефтепродуктов серной кислотой, попадет в реку Вычегда, а из нее – в Волгу. Кстати, в 2013г. это произошло. А в 2016г. Менделеевский завод был признан банкротом.
Как рассказал «Клубу Регионов» президент Ассоциации рециклинга отходов Давид Есаян, кислый гудрон почти не подлежит переработке с целью извлечения полезного сырья. «Поэтому как таковой заинтересованности в его переработке нет, и инвестиции туда не пойдут. Так что ответственность должно нести государство, ведь, насколько я знаю, найти собственника этих отходов и заставить его убрать их за свой счет фактически невозможно, хотя законодательство и идет в этом направлении. Но сейчас нужно уже не искать виновных, а рассчитать, каким образом привести эту территорию в порядок, чтобы она не оказывала негативный эффект ни на почву, ни на воздух, ни на воду. В этом в первую очередь должна быть заинтересована местная, Ярославская область, хотя понятно, что львиную долю денег должно предоставить федеральное правительство, поскольку ликвидация такого рода захоронений стоит очень и очень дорого. Учитывая опыт нефтеразлива в Норильске, мы понимаем, какое это дорогое удовольствие. Без помощи центральной власти эту проблему не решить», – поделился своим мнением эксперт.