Ярославская область
22 сентября 2022

Эксперты комментируют кульбит ярославского губернатора Евраева

Новый губернатор Ярославской области Михаил Евраев, вопреки прогнозам ряда наблюдателей, отправил своим представителем в Совет Федерации не депутата Госдумы от СРЗП Николая Бурляева, а ректора ЯрГУ Александра Русакова. Выдвижение Бурляева в сенат было частью договоренностей с эсерами, которые в обмен не стали выдвигать своего кандидата на губернаторские выборы, а бывший губернатор Анатолий Лисицын, избранный в ГД от СРЗП, даже публично поддержал нового руководителя. Эксперты по-разному комментируют мотивы и последствия неожиданного решения Евраева.

Политобозреватель, автор Telegram-канала «Дядя Лёша» Алексей Яковлев призвал не идеализировать возможности губернаторов при решении вопросов, кого назначать сенатором. По его словам, у Евраева была договоренность с эсерами о том, что они поддержат его выдвижение в обмен на сенаторский пост и не только, и глава региона собирался выполнить свою часть договора. «По моей информации, назначению Бурляева воспрепятствовала спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Но в какой-то степени за это отвечает и председатель партии Сергей Миронов – это он не смог договориться насчет кандидатуры Бурляева. То есть договоренности на уровне региона соблюдались, но на уровне Совфеда они разрушились, так что вины Евраева в этом достаточно мало», – сказал он.

Политолог, социолог, гендиректор социологического центра «Хи-Квадрат» Евгений Голубев обратил внимание, что сам Евраев наличие каких-либо договоренностей с эсерами публично отверг. Но если они всё-таки были, о чем, например, свидетельствует неожиданный отказ лидера местного отделения СРЗП, депутата ГД Анатолия Грешневикова от участия в выборах губернатора, то ситуация с назначением сенатора не очень хорошо характеризует обе стороны. «Евраев таким образом выглядит как человек, который не держит своё слово, а для справороссов плохо уже то, что они начали играть в эти кулуарные игры. Это подтверждает, что нет никакой публичной политики, а есть только кулуарная. На мой взгляд, это говорит о том, что политическая система, которая была выстроена вовсе не Евраевым и не «Справедливой Россией», предполагает такие вот неожиданные кульбиты. А если вы [эсеры] играете в чужую игру по чужим правилам, то будьте готовы к тому, что вас из этой игры выкинут», – говорит собеседник «Клуба Регионов».

В сенаторской тройке Евраева также был главный федеральный инспектор по Москве Виктор Костин. Матвиенко против него не возражала, но против его отправки в Совфед выступил бывший губернатор, а ныне помощник президента РФ Дмитрий Миронов, у которого, по словам Яковлева, до сих пор есть интересы в регионе. «Костин человек достаточно самостоятельный, он принадлежит к другой группе влияния, и Дмитрию Юрьевичу [Миронову] здесь не интересен человек, который может претендовать на какое-то влияние», – пояснил Яковлев. Таким образом, назначение Русакова «случайно, но заслужено», хотя, по неподтвержденным слухам, к его назначению приложил руку Миронов, продолжает эксперт. Яковлев характеризует нового сенатора как человека, уважаемого на уровне региона и Федерации. «Александр Ильич очень много работал на уровне Федерации, его университет на хорошем счету, его статус и должность подразумевали огромное количество контактов и на самом высоком уровне, так что, если мы говорим о лобби, которое опирается на какие-то связи, возможности с кем-то разговаривать на короткой ноге, то это неплохой вариант. Причем, Русаков не является представителем какой-то финансово-политической группы, кроме того, он был одним из соучредителей ОНФ в Ярославской области, а до прошлого года это отделение считалось одним из самых сильных в стране», – обратил внимание политобозреватель.

Евгений Голубев считает, что воспринимать сенаторов как лоббистов интересов своих регионов уже нельзя. «Лоббировать можно там, где принимаются серьезные финансовые решения. А сенат – не то место, это почетное место для завершения политической и трудовой карьеры хороших людей. Зарплата там хорошая, место спокойное, ответственности никакой. Да, Русаков – это уважаемая фигура, и я, честно говоря, не совсем понимаю, зачем ему Совфед, когда он находится на своем месте в университете», – поделился своим мнением эксперт.

Алексей Яковлев полагает, что эсеры с пониманием отнесутся к ситуации с выбором сенатора, а их дальнейшие отношения с Евраевым будут зависеть от его способности договариваться и идти на компромисс. Евгений Голубев считает, что, если договоренности были, то эсеры просто так об этом не забудут и рано или поздно дадут об этом знать в своих заявлениях. «Но это будут заявления не по поводу сенатора, а усиление критики Евраева как человека, который не местный, который допускает какое-то ошибки, не доводит что-то до ума. То есть будет системная критика по поводу и без повода, а это не очень хорошо, потому что критиковать будут и за дело, и не за дело», – заключил политолог.

Версия для печати
Главное