Чеченская Республика
24 апреля 2015

Эксперт: ситуация вокруг Чечни крайне напряженная

Последние заявления Рамзана Кадырова означают, что на территории Чечни фактически не действуют российские законы, говорит политолог Павел Святенков: «Если силовики одного субъекта Федерации открывают огонь по силовикам из другого, то очевидно, что единая государственность под вопросом». «В России создан анклав, в котором не действует российская Конституция и нарушены принципы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектом», – уверен экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков. По мнению кавказоведа Вадима Муханова, для Кремля последние 15 лет приоритетом была хотя бы относительная стабильность в Чечне, «и очевидно, что в связи с этим закрываются глаза на все остальные вещи, которые там происходят».

Глава Чечни Рамзан Кадыров и МВД РФ обменялись резкими заявлениями, связанными с недавним инцидентом в Грозном. 19 апреля полицейские из Ставропольского края совместно с коллегами из Временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД РФ провели в столице ЧР операцию по задержанию находившегося в федеральном розыске Джамбулата Дадаева. Вооруженный преступник оказал сопротивление и был убит.

Рядовое оперативное мероприятие вызвало неадекватную реакцию главы Чечни, который заявил, что «эти люди в форме незаконно приехали», поскольку не согласовали свои действия с чеченскими правоохранителями, а у застреленного Дадаева «даже не было пистолета».

«Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения – будь то москвич или ставропольчанин – открыть огонь на поражение, – обратился Кадыров к чеченским силовикам. – С нами должны считаться... Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать».

В ответ МВД выступило с более взвешенным, но по сути жестким заявлением. В нем говорится, что полицейские из Ставропольского края действовали в Грозном на законных основаниях, прибыли в Чечню для задержания местного жителя, разыскиваемого за вооруженное нападение на Ставрополье, а Дадаев оказал сопротивление. В этой связи министерство внутренних дел «считает недопустимым для руководителя Чеченской Республики заявление об «открытии огня на поражение» по сотрудникам из других регионов, без ведома местных правоохранительных органов проводящих спецоперации в республике».

«Кадыров не имеет права давать приказы сотрудникам федеральных органов власти, к которым относится МВД, ФСБ, Следственный комитет и так далее. У них есть своя вертикаль власти, они подчиняются своим министрам», – прокомментировал ситуацию «Клубу Регионов» полковник ФСБ в запасе, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков. По его мнению, «заявление Кадырова должно быть расследовано, т.к. его слова идут по целому ряду статей административных и уголовных, потому что налицо не только призывы к насильственным действиям в отношении сотрудников правоохранительных органов, но и злоупотребление должностным положением».

Политолог Павел Святенков замечает, что, «если бы Кадыров только требовал согласования с ним операций по задержанию тех или иных преступников, это было бы еще терпимо, но тут он заявляет об открытии огня по представителям российских правоохранительных структур – естественно, это выходит за рамки любой бюрократической логики и за рамки единого государства».

«Было уже несколько подобных инцидентов, когда сообщалось о конфликте Рамзана Кадырова с тем или иным человеком, представляющим федеральный центр. И новые его заявления являются логичным продолжением давно уже известной тенденции», – констатирует эксперт по Кавказу, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов. Он также напомнил о затяжном конфликте Кадырова с главой соседней Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. «Как вы понимаете, такая конфликтная ситуация возникает, когда оказывается приоритетная поддержка одному из региональных руководителей. А эта поддержка [Кадырову] неоднократно в публичном поле высказывалась высшим руководством страны», – подчеркнул эксперт в разговоре с корреспондентом «Клуба Регионов».

Как полагает Гудков, «часть политического руководства России потакает сепаратистским настроениям и в Чечне это используют для того, чтобы крепить личную власть Рамзана Кадырова». Глава республики, по мнению политика, «сейчас явно демонстрирует, что Чечня не Россия и что глава Чечни авторитарный руководитель с полными полномочиями главы независимого государства». Свою позицию Гудков аргументирует тем, что «в Чечне грубым образом нарушается Конституция, поскольку под реальную власть подмяты прокурор, следственный комитет, весь аппарат МВД, включая подразделения внутренних войск».

«Если генпрокуратура у себя под носом не замечает таких нарушений закона, если президент бездействует, если другие институты власти расписываются в своем нежелании что-то делать – то это означает, что фактически в России создан анклав, в котором не действует российская Конституция, в котором нарушены принципы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектом», – приходит к выводу политик.

«С точки зрения закона Чечня является одной из национальных республик Российской Федерации, а с точки зрения реального статуса это фактически независимое феодальное княжество, которое связано с Москвой только официальной лояльностью, которую Кадыров постоянно демонстрирует Путину», – сказал «Клубу Регионов» Павел Святенков. И последние заявления Кадырова, по мнению политолога, лишь подтверждают, что «на территории Чечни фактически не действуют российские законы и не могут работать российские правоохранительные органы». «Если силовики одного субъекта Федерации открывают огонь по силовикам другого субъекта Федерации, то очевидно, что единая государственность при такой ситуации под вопросом», – обозначил проблему Святенков.

Ситуация вокруг Чечни крайне напряженная, подчеркивает эксперт, «речь идет о совершенно очевидном противостоянии руководства Чечни как минимум российским силовым структурам». Такое положение дел обусловлено, по его словам, не только недавним инцидентом в Грозном, но и убийством Бориса Немцова. Политолог напомнил, что следствие пыталось допросить «некоторых фигурантов» дела, которые находились на территории Чечни, но им это не удалось.

Простого выхода из этой ситуации нет, констатирует Святенков: «Да, заменить Кадырова можно, но сможет ли новый руководитель сохранить стабильность в республике? Это тоже большой вопрос для Кремля». Проблема, однако, заключается в том, что сохранение нынешней конфигурации «тоже разрушает стабильность в России в целом», – добавляет эксперт.

«Вопрос заключается в выборе приоритетов для высшего руководства страны, – говорит Вадим Муханов. – Для федерального центра приоритетом последние 15 лет была хотя бы относительная стабильность в Чечне. И очевидно, что в связи с этим закрываются глаза на все остальные вещи, которые там происходят».

Выбор в пользу одной из фамилий в Чечне позволил федеральному центру одержать «определенную тактическую победу», рассуждает эксперт, но помимо тактических преимуществ есть и стратегические недостатки в данном выборе. «И подобные конфликты [Кадырова с МВД и другие] являются негативным послевкусием подобного выбора. Дай бог, чтобы они не превратились ни в какие более серьезные конфликтные ситуации. Я бы оценил сегодняшнее состояние и эти конфликты как «призрачную угрозу». Все понимают, куда это выльется, но пока это никуда не вылилось. Пока определенные риски в подобную политическую линию бесспорно закладываются. Насколько эти риски выстрелят в ближайшее время, будет зависеть от позиции высшего руководства страны», – резюмирует Муханов.

Версия для печати
Главное