Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
9 марта 2016

Политолог: «Единая Россия», как и партия Титова, не должна позволить бизнесу уйти в глухой протест

Фото: ТАСС / Алексей Филиппов

«Единая Россия», которая создает предпринимательскую платформу, вряд ли рассчитывает на перехват голосов партии Бориса Титова, скорее, она надеется на тех, кто не готов за него голосовать, считает политолог Алексей Мухин. В то же время политолог Сергей Старовойтов полагает, что и ЕР, и партия Титова призваны решить одну проблему: они должны стать ловушками для представителей бизнеса, которые из-за кризиса могут «уйти в глухой протест». По мнению политолога Алексея Макаркина, ЕР может получить поддержку бизнеса в виде средств на ведение кампании, но не обязательно электоральную.

«Единая Россия» создает предпринимательскую платформу в качестве альтернативы партии бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который недавно возглавил «Правое дело». Об этом со ссылкой на источник в руководстве партии власти и члена ее высшего совета, бизнесмена Михаила Левчука, сообщает РБК.

По информации издания, предпринимательскую платформу ЕР возглавят председатель совета директоров «Анкор Банка» Андрей Коркунов и гендиректор «Сплат-Косметики» Евгений Дёмин (оба входят в состав высшего совета ЕР), а также член правления Торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы Татьяна Алексеева.

Задачу создать внутри партии структуру, ориентированную на представителей бизнеса, поставил председатель партии Дмитрий Медведев. С этим связано вхождение в ее высший совет гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, вице-президента «Опоры России» Марины Блудян и других представителей предпринимательской среды. Источник в партии заявил, что речь идет не только о выстраивании более продуктивной работы ЕР с бизнесменами, но также о попытке не допустить, чтобы новая партия Титова забрала голоса предпринимателей. Это намерение подтвердил и Левчук.

Напомним, ранее сам Титов заявил, что идея создания партии предпринимателей родилась в администрации президента, и сейчас этот процесс якобы координирует Вячеслав Володин. Позже в Кремле эту информацию опровергли.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что «Единой России» «пока не у кого отнимать голоса», поскольку «партии Титова фактически еще не существует». Он добавил, что ЕР, как партия, которая доминирует на региональных и федеральных выборах, «пока может партию Титова в расчет вообще не принимать».

По словам политолога, речь идет скорее о попытке ЕР в преддверии выборов в Госдуму «объять необъятное». «Партия сейчас претендует на электоральные ниши, которые до этого либо игнорировала, либо у нее руки не доходили. Всё это связано с предвыборным ажиотажем и не должно вызывать удивления», – говорит Мухин. Он напомнил, что недавно ЕР заявила о вхождении в либеральный дискурс и активизировала либеральную платформу. «Судя по всему, предпринимательская платформа – это одно из электоральных усилий, которые партия делает с целью привлечь под свои знамена тех представителей бизнес-сообщества, которые не пойдут ни за Титовым, ни за «Яблоком». И этот расчет, в общем, верен, потому что бизнес в последнее время – это сфера интереса Владимира Путина. «Единая Россия» стремится остаться в контексте тезисов президента, что крайне необходимо при выстраивании предвыборной стратегии», – поделился эксперт своим мнением с «Клубом Регионов».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что представители бизнеса – «это не те люди, которые ходят строем». По словам эксперта, неправильно говорить о том, что партия, которая заявила, что ориентируется на предпринимателей, сконцентрирует на себе всех представителей этого сообщества. Политолог уверен, что сейчас, в условиях усиления конкуренции за голоса «предпринимателей в самом широком смысле слова», будет идти серьезная борьба с участием всех политических сил.

Политолог считает, что ЕР может рассчитывать на поддержку предпринимателей хотя бы потому, что бизнес-структуры в подавляющем большинстве хотят дружить с властью. «Предприниматели абсолютно рациональны, у них может быть разное отношение к «Единой России», но если это необходимо, они поддержат власть, в том числе и финансово», – добавил Макаркин. Однако как будет выражаться поддержка предпринимателей в электоральном плане, спрогнозировать, по словам эксперта, гораздо сложнее: «Крупные бизнесмены сами голосуют редко. Я с трудом представляю себе олигарха, который идет на избирательный участок и стоит в очереди, – говорит Макаркин. – Но вот как будут голосовать сотрудники их предприятий, которые приходят на избирательные участки, как будут голосовать малые предприниматели, индивидуальные предприниматели – это большой вопрос. Их симпатии могут проявиться только на финише избирательной кампании», – сказал Макаркин.

Политолог Сергей Старовойтов полагает, что ЕР, организуя предпринимательскую платформу, решает две задачи: привлекает дополнительное количество избирателей, с тем чтобы в регионах провести нужное количество депутатов по мажоритарным округам, и не дает представителям бизнес-сообщества, наиболее пострадавшим от кризиса, «уйти в глухой протест». «Экономический кризис первыми на себе почувствуют предприниматели: они маргинализируются и уходят в сферу оппозиционных партий. В связи с этим власть создает две ловушки: она формирует предпринимательское крыло в ЕР и запускает Титова, которому, как в свое время Михаилу Прохорову, поручено не допустить ухода предпринимателей в оппозиционные партии, такие как ЛДПР или КПРФ», – пояснил Старовойтов.

Вместе с тем политолог убежден, что ЕР, несмотря на все заявления, не готова удовлетворять и отстаивать интересы предпринимателей, и за короткий срок, оставшийся до выборов, вряд ли выйдет за рамки политической риторики, «когда они будут говорить, что поддерживают не только бюджетников, но и предпринимателей». «Плюс для партии власти заключается в том, что они могут перехватить предпринимательскую аудиторию, а минус в том, что идеология «Единой России» становится всё более расплывчатой. Они, вроде как, за всё хорошее против всего плохого: и за старушек, и за предпринимателей, и за бюджетников, и так далее. То есть они становятся всё менее и менее понятными избирателю», – резюмировал Старовойтов.

Версия для печати