14 декабря 2017

Зачем губернаторы спорят о столице Арктики

«Клуб Регионов» узнал мнение экспертов, зачем регионы арктической зоны конкурируют за звание столицы Арктики, какие субъекты РФ выигрывают в этом соревновании и как это мешает освоению и развитию северных территорий.

Врио губернатора Ненецкого округа Александр Цыбульский напомнил, что НАО является центром арктической зоны и одной из ключевых точек развития Арктики. Во время подписания договора о сотрудничестве со стратегическим партнерством «Северо-Запад» Цыбульский заявил: «Ранее мы говорили о развитии арктической зоны в целом, а сейчас надо смотреть на точки экономического роста, через которые можно было бы эту территорию развивать. Ненецкий автономный округ, конечно, одна из таких ключевых опорных зон. Наш автономный округ – центр этой [арктической] зоны, и мы хотели бы играть в этом процессе более активную роль».

Напомним, что на роль центра развития Арктики претендуют и все остальные арктические регионы, включая Мурманскую и Архангельскую области, Ямало-Ненецкий округ, Коми и так далее. Санкт-Петербург тоже заявил свои амбиции, учредив должность вице-губернатора по вопросам развития Арктики. 13 декабря 2017г. депутаты питерского закса утвердили на эту должность Михаила Кучерявого, бывшего руководителя аппарата губернатора Ленинградской области.

Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член президиума Союза полярников, член Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Игорь Шпектор, комментируя амбиции регионов и заявления их руководителей, с сожалением заметил, что «наши губернаторы очень часто, решая вопросы собственного престижа, пытаются натянуть на себя одеяло». «Недавно в Петербурге состоялся съезд Союза полярников. Я говорил там о том, что нельзя, чтобы каждый строил себе порт, а сейчас каждый думает, что надо порты строить и стать столицей [Арктики]. Это всё из серии анекдотов. Абсолютно каждый регион, который входит в арктическую зону, должен заниматься своим делом по предназначению, которое ему дано. Столицы Арктики быть не может, единственное, что Владимир Путин обозначил, что каждые два года главное мероприятие по арктическим вопросам будет проходить в Архангельске, и другой город для этого не предполагается. Что касается Нарьян-Мара – это, бесспорно, из серии несбыточной мечты, что касается Воркуты [сделать ее транспортным узлом российской Арктики предлагал губернатор Коми Сергей Гапликов] – это тоже из серии анекдотов, это я говорю как бывший мэр этого города. У нас еще и Санкт-Петербург пытается стать столицей. На роль одной из главных арктических территорий сегодня могут претендовать Мурманск, Архангельск и Ямал, но выбирать кого-то в качестве столицы не следует. Столица у нас одна – Москва, а все остальное – регионы, вошедшие в арктическую зону», – высказал свою точку зрения эксперт.

В самих регионах на вопросы конкуренции за обладание титулом арктической столицы смотрят по-разному.

Мэр Мурманска Алексей Веллер придерживается мнения, что конкуренция между арктическими регионами – это само по себе неплохо, «потому что в конкурентной среде быстрее происходит развитие». «При всем уважении к соседям из других арктических регионов» градоначальник убежден, что на сегодняшний день Мурманская область имеет больше предпосылок, чтобы побороться за звание центра развития Арктики. «На нашей стороне геополитическое положение, незамерзающий порт – центр базирования атомного ледокольного флота РФ, который обеспечивает жизнь на всем Северном морском пути и жизнь в Арктике. У нас очень высокий научный и человеческий потенциал, только город Мурманск – это более 300 тыс. человек населения, а Мурманская область – 750 тыс., и это люди, которые сохранили жизненную активность, потомки тех, кто приезжал на Север для его освоения. У нас высокоразвитая инфраструктура, хорошая сеть автомобильных и железных дорог. Потенциал развития Мурманской области позволяет ей очень легко стать центром для будущих серьезнейших проектов. Да и ведущие российские компании, которые планируют большие проекты в Арктике, также постепенно выбирают Мурманск своей базой», – перечислил преимущества своего региона Веллер. Также он обратил внимание на относительную близость Мурманска к Москве и Санкт-Петербургу.

Директор ямальского Научного центра изучения Арктики, кандидат геолого-минералогических наук Антон Синицкий является сторонником идеи, что Арктику нельзя осваивать в прямой конкуренции. «В Арктике на одном клочке земли уживаются растения всех видов. Так же и мы должны друг другу помогать и подсказывать. Если в средней полосе России конкуренция имеет место быть, то в суровых арктических условиях, по моему мнению, она невозможна. Это первое. Второе: мы не должны перетягивать одеяло по той причине, что, приезжая на крупный форум в Санкт-Петербург или Москву, я слышу от наших коллег из Архангельска и Мурманска, которые тоже так или иначе претендуют на звание арктической столицы, что для них Арктика – это, в первую очередь, океан, айсберги, утонувшие подводные лодки, освоение Северного полюса и так далее. Для нас, для Ямала, Арктика – это, в первую очередь, суша, это люди, проблемы оленеводства. Уже из этого видно, что мы друг друга только дополняем и должны объединять усилия и узнавать друг о друге больше», – рассуждает эксперт. В условиях отсутствия в России собственных технологий по освоению нефтегазовых шлейфов «никакой конкуренции быть не может», подчеркнул Синицкий.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова призывает отказаться от ревностного отношения к заявлениям из регионов. По ее словам, все опорные зоны для освоения Арктики равносильны по значимости. «Там будут реализовывать проекты, которые будут усиливать друг друга, создавать обжитое пространство российской Арктики, где будут развиваться и создаваться комфортные условия для проживания людей», – сказала собеседница. 

Версия для печати