31 января 2018

Федеральный центр установил контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области

Федеральное казначейство установило контроль за бюджетами Хакасии и Костромской области. Причина – чрезмерный госдолг регионов, значительно превышающий их собственные доходы. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают такой контроль технической мерой, которая вскрывает системную проблему задолженности субъектов и их «расслабленную» бюджетную политику. Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Александр Дерюгин называет Хакасию и Костромскую область самыми злостными нарушителями Бюджетного кодекса. Экономисты прогнозируют, что под «внешнее управление» могут попасть бюджеты еще десяти регионов. Самые реальные «претенденты» на это – Мордовия, Карелия и Северная Осетия, предполагает завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.

Хакасия и Костромская область стали первыми регионами в России, в отношении которых установлено сопровождение со стороны Федерального казначейства. Как сообщил глава казначейства Роман Артюхин, ведомство будет отслеживать исполнение бюджетных обязательств, не допуская их принятие сверх установленных лимитов, а также контролировать кредиторскую задолженность субъектов.

Напомним, по итогам первых девяти месяцев 2017г. госдолг Костромской области составлял 163,7% к своих доходам, а Хакасии – 144,5%.

Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Гайдара Александр Дерюгин заметил, что темпы роста доходов и Хакасии, и Костромской области в 2016г. были на уровне 5%, то есть почти на уровне Российской Федерации. «Они могли бы проводить более жесткую бюджетную политику, которая не приводила бы к столь быстрому наращиванию долга. Видимо, они надеялись, что Федерация им поможет, но этого не произошло», – рассуждает эксперт. При этом он не считает ситуацию в этих двух регионах катастрофической и близкой к дефолтной. Дерюгин подчеркнул, что объем госдолга у российских регионов «существенно ниже, чем объем госдолга у любых других регионов любых других стран с федеративным устройством», за счет того, что в России субъектам законодательно разрешено иметь долг не выше 100% от собственных доходов бюджета, в то время как, например, в Бразилии установлен лимит в 200%, а в развитых странах – еще больше. Претендентов на установление казначейского контроля среди других регионов РФ экономист пока не видит: «Другие регионы более-менее справляются, даже те, которые имеют высокую государственную задолженность, у них реальный размер госдолга падает, и вообще если в среднем посмотреть, то регионы выходят на бездефицитный режим. Костромская область и Хакасия накопили наибольший долг по отношению к налоговым и неналоговым доходам. Они в большей степени являются нарушителями Бюджетного кодекса, который позволяет иметь 100% показатель задолженности, а у них он существенно выше. А главное, что с этого года введен переходный период, когда в течение двух лет позволяется иметь размер госдолга свыше 100%, но за это время он должен быть доведен до 100%. Но на самом деле невозможно за один год взять и убрать 20% долга. Видимо, поэтому над этими двумя регионами взят наиболее жесткий контроль, чтобы они максимально быстрым темпом довели свою долговую нагрузку до разрешенной Бюджетным кодексом», – считает Дерюгин.

В регионах уверяют, что контроль со стороны казначейства не ущемляет их интересов и не является показателем банкротства субъекта РФ. Об этом заявил журналистам директор департамента финансов Костромской области Игорь Замуртаев. Член комитета по бюджету и налоговой политике Верховного совета Хакасии Виктор Лебедев в беседе с «Клубом Регионов» подчеркнул, что контроль Федерального казначейства – это не внешнее управление. «Казначейское сопровождение предполагает, что Минфин республики должен обратить особое внимание на выполнение ряда обязательств: социальных, выплату зарплаты и так далее. Таким образом, Минфин России подвигает региональные финансовые структуры более тщательно следить за этими моментами. Если эти моменты отслеживаются, то, собственно, никакого сопровождения в республике больше и нет. Поэтому говорить о каком-то внешнем управлении совершенно некорректно», – сказал парламентарий. При этом Лебедев напомнил, что на состояние госдолга Хакасии внимание федерального центра обращали как республиканский парламент, так и глава Виктор Зимин. «И точка зрения в принципе едина. Проблемы, и не только у нас, начались из-за того, что нужно было исполнять майские указы президента, а с другой стороны, за последние годы поменялось налоговое законодательство, и ряд налоговых выплат из Хакасии были уведен», – сказал Лебедев, напомнив о «знаковом» выступлении спикера Верховного совета Хакасии, который обвинил Минфин в том, что тот загоняет регион в долги.

О майских указах как об одной из предпосылок, по которой регионы копят долги, говорят и эксперты. Доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов главной причиной, из-за которой Федеральному казначейству пришлось установить контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области, считает объективную ситуацию в бюджетной системе страны. «Прежде всего нужно сказать, что в результате разных обстоятельств регионы оказались перегружены расходными обязательствами, не имея на то адекватных доходных источников. Это произошло в силу ряда федеральных инициатив, а также в силу того, что экономика страны оказалась в реальной кризисной ситуации», – говорит эксперт.

На установление контроля за региональными бюджетами Климанов смотрит как на технический момент. «Установив расширенное казначейское сопровождение, мы можем отследить правильность и эффективность расходования разного рода бюджетных средств, но это не приводит к решению того круга проблем, которые связаны с высокой долговой зависимостью в данных регионах. Решением проблем будут планомерные шаги со стороны федерального центра при готовности регионов идти иногда на болезненные решения. Но этот набор действий включает в себя не чисто технические операции в обслуживании счетов регионов в казначействе. Главное – как изменить разделение доходных источников, разграничение расходных обязательств, поменять сложившуюся систему финансовых взаимоотношений и так далее. Только такие действия могут привести не к снятию какой-то напряженности, а к решению самой проблемы, которую, без сомнения, нужно решать», – поделился своим мнением экономист. Климанов сообщил, что сейчас в России насчитывается не более десяти регионов с большим госдолгом и отсутствием собственных источников для их погашения, которые также рискуют оказаться под контролем казначейства: самые реальные «претенденты» на это – Мордовия, Карелия, Северная Осетия и некоторые другие регионы. «Но, может быть, подобные инструменты были бы хороши и для традиционно высокодотационных регионов, в число которых у нас попадают Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Тыва, Республика Алтай, Камчатский край», – добавил Климанов.

Версия для печати