Иркутский губернатор:  мне стыдно, что не выполнена задача, поставленная президентом. Почему федеральные деньги есть, а освоить их мы не можем?
15 января 2020

Эксперт: послание Путина готовит почву для транзита власти

Фото: РИА Новости

В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин выступил с рядом инициатив об изменениях в Конституцию, касающихся системы власти и распределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. Политтехнолог Сергей Маркелов и политолог Дмитрий Орешкин по-своему оценили эти действия в рамках подготовки к транзиту власти в 2024г.

Владимир Путин предложил внести в Конституцию ряд изменений, усиливающих роль парламента, который будет утверждать главу правительства, его замов и министров. Но при этом предлагать кандидатуры замов и членов кабмина будет сам премьер. У президента при этом не будет права отклонять эти кандидатуры, но останется право увольнять их по утрате доверия. Помимо этого, глава государства хочет получить полномочия по увольнению судей Верховного и Конституционного судов.

Заявления президента связаны с подготовкой транзита власти, комментирует эти положения послания политолог Дмитрий Орешкин. «Тут важно иметь в виду, какие вещи Путин хочет фундаментально поменять в Конституции, а именно убрать фразу про приоритет международных законов и норм над Конституцией. Это такой виртуальный железный занавес по образцу Советского Союза или, при желании можно сказать, по образцу США, потому что у них тоже приоритет собственных нормативов по отношению к мировым. Конечно, если говорить о транзите, то речь идет об усилении премьера. Это можно трактовать как подготовку Путина к варианту, когда он поменяет пост президента на пост главы правительства, но сильного, влиятельного премьера. Тут напрашивается аналогия на период, когда он уже был премьером, а Медведев был президентом, но и на германскую модель, где есть полудекоративный президент и полномочный премьер, который более тесным образом связан с парламентом, Конституционным судом и так далее», – говорит эксперт.

Впрочем, Орешкин подчеркивает, что это не означает, что президент однозначно встал на «эту лыжню». Это, по словам политолога, всего лишь один из вариантов развития событий, альтернатива которому – создание нового государства России и Белоруссии, которое возглавит Путин. Однако сам эксперт считает этот вариант все менее возможным по одной главной причине: «Путин никогда не делает то, чего от него ждут». Также не верит Орешкин в версию о том, что Путин усиливает парламент, чтобы затем самому его возглавить.

Политтехнолог, директор коммуникационного агентства «МаркеловГрупп» Сергей Маркелов оценивает заявления Путина, которые касаются парламента, с точки зрения колебания политического маятника. «Когда Володин только появился в Госдуме, он за собой частично перетянул и полномочия администрации президента, где он был замглавы. И я даже помню время, когда три года назад губернаторы по старой привычке сначала заходили в Госдуму к Володину, а потом шли к Кириенко. Но в последние годы после первичной активности Володина маятник качнулся в сторону ослабления позиций парламента: ему указали место, сказали: «Ребята, занимайтесь только тем, чем надо, не лезьте в регионы, создавайте федеральную повестку и законодательные истории, и всё». И в условиях, когда депутатам ничего нельзя, нельзя выступать и появляться в федеральных СМИ, я, общаясь со многими из них, знаю, как они все пищат от того, что не знают, как им теперь избираться в 2021г. Соответственно, депутаты были несколько расслаблены, полагая, что раз их всего лишили, то пусть Кремль сам все и расхлебывает», – говорит эксперт.

Сейчас же, по словам Маркелова, до президента дошли сигналы о незаслуженном ослаблении Думы. Поэтому вполне ожидаемо, что маятник качнулся в другую сторону, поскольку ослабленный парламент – это «плохая история» с точки зрения конфигурации сил и проведения парламентских выборов в 2021г. «А тем более интрига еще и в том, что эти новые депутаты так или иначе будут участвовать в транзите власти 2024г. Поэтому им надо было добавить полномочий, потому что даже в регионах люди не хотели идти в депутаты, понимая, что ответственность огромная, а полномочий никаких», – заключил политтехнолог.

Добавим, в своем послании Путин также поставил точку в дискуссии о соблюдении конституционных норм, которые провозглашают независимость муниципальной власти от государственной. Президент предложил утвердить в Конституции принципы единой системы публичной власти.

«Путин выстраивает аналог советской системы управления. Ему не важно, кто стоит на первом месте, премьер или президент, ему важно, чтобы под ним была полностью подотчетная и зависящая от него вертикаль власти. Поэтому он наконец-то уничтожает норму Конституции, которая выделяет местное самоуправление из системы государственно власти», – говорит Дмитрий Орешкин. По его мнению, выстраиваемая Путиным система хороша для военного командования, но очень плоха для территориального развития, поскольку полностью лишает муниципальную власть полномочий, ставя ее в подчинение губернаторам. «И это очень важно с точки зрения понимания того, что президент собирается делать с регионами. А он собирается душить их инициативу и встраивать их в вертикаль, чтобы все директивы шли сверху вниз, а не снизу вверх», – резюмировал собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати
Главное
Эксперт: вся активность назначенных глав муниципалитетов сводится к тому, как угодить начальству
О проблеме отсутствия желающих работать в органах местного самоуправления в Томской области заявил замгубернатора Анатолий Рожков. Основными причинами он назвал высокий уровень ответственности и низкую зарплату. Вице-президент Ассоциации сельских поселений РФ Юрий Гурман отметил, что нехватка кадров для управления на муниципальном уровне актуальна для большинства территорий страны в связи с отсутствием каких-либо ресурсов на местном уровне. По его словам, квалифицированные кадры не идут в местное самоуправление, что приводит к снижению качества администрирования. «Вся бюджетная система выстроена так, что нужно встать в очередь с протянутой рукой к вышестоящему начальству. И происходит отрицательный отбор. Нормальных людей в местном самоуправлении не остается, приходят подхалимы и безынициативные. Это коллапс системы управления», – считает Гурман.