Путин:  цена ошибки – это здоровье наших людей. Поэтому ответственность глав регионов за каждое принятое решение крайне высока
28 февраля 2020

Экономист Дерюгин: меры Мишустина не помогут решить проблему отсталых регионов

На фото: Михаил Мишустин
Фото: Ведомости/ТАСС

10 самых отстающих субъектов РФ, которым в 2019г. назначали кураторов из федерального правительства, получат до 2024г. по 5 млрд руб. на создание условий опережающего социально-экономического роста, сообщил премьер Михаил Мишустин. Экономист Александр Дерюгин считает, что этой суммы на такие масштабные цели очевидно мало, к тому же простыми финансовыми вливаниями проблему отсутствия доходной базы в бедных регионах в России еще ни разу не удавалось решить.

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил министрам-кураторам 10 самых отстающих регионов до 10 марта 2020г. подготовить программы социально-экономического развития подведомственных субъектов. Каждый из этих регионов получит по 5 млрд руб. до 2024г. на создание условий опережающего социально-экономического роста.

Напомним, кураторы в лице членов кабмина у регионов появились в 2019г. у Алтайского края, Республики Алтай, Тувы, Карелии, Марий Эл, Калмыкии, Чувашии, Адыгеи, Псковской и Курганской областей. Как отметили недавно в беседе с «Клубом Регионов» представители ряда регионов и завсектором регионального развития Института экономики РАН Александр Виленский, польза от этого кураторства оказалась почти незаметной.

Старший научный сотрудник Лаборатории бюджетных исследований РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что озвученные правительством меры в лучшем случае помогут вывести регионы с последних мест по показателям социально-экономического развития на предпоследние. Дополнительным финансированием проблему отсталости не решить, заявил он. «Возьмем, к примеру, республики Северного Кавказа, которым каждый год выделяют существенные средства, и не на дотации и выравнивание бюджетов, которые все регионы получают по единой формуле, а сверх этого. И я не могу сказать, что эти республики сильно изменились, кроме того, что в Чечне все теперь отстроено. Там все сделано за счет трансфертов, но собственная экономика, собственная доходная база там так и не появились», – привел пример эксперт. В случае с этими 10 регионами важно не допустить ту же ошибку, продолжает Дерюгин. Выделяемые им деньги должны быть исключительно целевыми и направленными на развитие доходной базы.

В любом случае для качественных изменений необходимы десятилетия, а ожидать какого-то прорыва к 2024г. в этих регионах не приходится, продолжает экономист. «Тем более в условиях санкций, в условиях, когда мы закрываемся от всех стран, где есть эпидемия коронавируса, и непонятно, что будет у нас. В общем, есть много негативных факторов, которые уже работают и могут сработать еще», – говорит Дерюгин.

5 млрд, которые пообещал Мишустин, – это совсем не те средства, которые могут существенно помочь регионам, продолжает собеседник «Клуба Регионов». Так, по его словам, если распределить эти средства по 1 млрд в год, то, например, для Курганской области это будет меньше 2% от бюджета на 2019г., который там составлял 54 млрд, а для Алтайского края с бюджетом в 126 млрд это вообще меньше 1%.

«Имея дополнительное финансирование менее чем на 2% в год, создать что-то кардинальное невозможно. Если регион находится ниже среднего уровня, то за несколько лет, даже вкладывая туда огромные деньги, невозможно нарастить там доходную базу. Экономика так не работает. И это показывает пример Крыма, куда были вложены огромные средства. А увеличение бюджета региона на 2% в год – это вообще что-то косметическое. Даже если сделать эти деньги целевыми, даже если заставить губернаторов вкладывать их суперэффективно, мы просто с помощью бюджетных вливаний ничего не получим. Но если параллельно с этими мерами кто-то заставит бизнес туда прийти (но не на уровне сменить юридический адрес с Москвы на Курган) или бизнес вдруг заинтересуется работой в этих регионах, то что-то может начать меняться в ту сторону, в которую хочет правительство. Но, как правительство справится с этой задачей, я не знаю. Сложно это, особенно если вести речь о создании нового бизнеса», – сказал Дерюгин. Он уточнил, что пока в России есть всего несколько субъектов, которым это удалось, – это Ленинградская, Калужская и Воронежская области, но и там речь шла о гораздо более длительном сроке, чем пять лет, которые отстающим регионам дал кабмин, подчеркнул экономист.

Версия для печати
Голосование по поправкам в Оренбургской области показало рекордную явку за всю историю выборов в регионе
В Оренбургской области явка на голосование по поправкам к Конституции оказалась рекордной по сравнению со всеми предыдущими электоральными кампаниями. Об этом сообщил министр региональной и информационной политики области Олег Димов. Губернатор Денис Паслер поблагодарил работников избирательных комиссий за качественную организацию голосования и информирование избирателей. Политолог Александр Шатилов считает благодарность главы региона уместной, он вообще отметил, что в рамках этой кампании вся вертикаль власти сработала слаженно и эффективно. Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов считает, что высокий результат явки обеспечил губернатор, который по-настоящему включился в работу и открыто говорил с гражданами о поправках.
Политолог: оппозиция размазана результатами голосования в Туве
Эксперты считают, что высокие явка и результаты одобрения поправок к Конституции в Туве свидетельствуют о доверии населения республики федеральным и региональным властям. В Туве внесение изменений поддержали 97% избирателей, а явка на голосование составила 93%. Это одни из самых высоких показателей в России. Политолог Андрей Тихонов говорит, что такие результаты голосования в Туве связаны с результатами работы главы региона Шолбана Кара-оола по развитию республики, с тем, что действующая власть не обращает внимание на действия деструктивных сил: «Тувинская оппозиция размазана этими результатами». Политконсультант Владимир Леонтьев подчеркнул политическую важность для губернаторов высоких показателей в голосовании по поправкам.