Политолог: режим самоизоляции ментально чужд россиянам
Власти в регионах обещают ужесточить и продлить режим самоизоляции и начинают штрафовать его нарушителей из-за отказа россиян оставаться дома. В «Яндексе», который ежедневно замеряет индекс самоизоляции в городах, отмечают, что на улицы выходит все больше людей. Политолог Сергей Кочеров отмечает: для россиян режим самоизоляции ментально чужд. А социолог Андрей Покида считает, что ужесточение наказаний обязательно обернется ухудшением социальной ситуации.
В регионах губернаторы продолжают ужесточать режим самоизоляции из-за роста числа заражений и низкой дисциплины граждан при соблюдении карантинных мер. Так, врио главы Архангельской области Александр Цыбульский после вспышки заболевания в местной психиатрической больнице запретил посещение спортивных и детских площадок, а также парков и других мест массового скопления людей. Отметим, что режим самоизоляции в Архангельской области действует с конца марта 2020г., но многие СМИ и наблюдатели сообщают, что, несмотря на это, по улицам ходят настоящие «толпы», а власти никак не ограничивают передвижения граждан.
О возможном ужесточении режима самоизоляции, пока без подробностей, на заседании оперативного штаба заявил губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Власти Ульяновска заявили, что с 22 апреля 2020г. перестанут уговаривать нарушителей оставаться дома и начнут их штрафовать.
А губернатор Карелии Артур Парфенчиков записал видеообращение к жителям, в котором посетовал на низкий индекс самоизоляции в республике. Он заявил: «Друзья, мы что, хотим, чтобы этот режим был еще более жестким? Если мы сейчас будем игнорировать правила самоизоляции, то нас определенно ждет всплеск заболеваемости. И тогда уж точно не то что о послаблениях и думать забудем, но придется применять еще более жесткие меры. Впереди майские праздники, но как бы не пришлось отменять все поездки на дачи. Поэтому еще раз настоятельно рекомендую не выходить из дома без острой на то необходимости».
При этом в «Яндексе», который ежедневно замеряет индекс изоляции в регионах, отмечают, что со временем «людям становится все сложнее и сложнее соблюдать меры самоизоляции». Об этом в эфире «России 24» рассказала руководитель проектов компании по информированию о коронавирусе Антонина Самсонова. По ее словам, наблюдения показали, что первую неделю самоизоляции граждане воспринимали как неожиданный отпуск, и у них хватало финансов и выдержки, чтобы сидеть дома. «Но потом большинству людей показалось, что можно менее ответственно относиться к режиму самоизоляции в разных городах, и мы увидели, как все больше и больше людей выходило на улицу», – сказала Самсонова.
Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида считает, что решение нарушить режим изоляции складывается из совокупности причин. «Среди них есть объективные: люди уже не могут сидеть в четырех стенах. А кто-то считает, что прогулки больше повышают их иммунитет. Кто-то действует из принципа, демонстрируя недоверие региональным властям и пытаясь себя противопоставить, показать, что у них тоже есть права», – сказал эксперт. Вместе с тем он утверждает, что в любом случае просто так гуляющих по улицам людей стало гораздо меньше, и в основном они выходят из дома «по каким-то своим важным делам».
На момент подготовки материала самый высокий индекс самоизоляции был в Москве, он составлял 3,2 балла, что означает, что на улицах было много людей. На втором месте оказались Казань, Нижний Новгород и Пермь – у них по 2,7 балла, а это значит, что там на улицах очень много горожан. А хуже всего самоизоляцию соблюдали в Новосибирске – всего на 1,9 балла.
Политолог, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров в беседе с «Клубом Регионов» заступился за земляков. «Могу сказать, что в Ленинском районе Нижнего, где зафиксировано больше всего случаев заражения коронавирусом и где я живу и изредка выхожу за покупками, я никаких толп не наблюдаю, и жена моя тоже», – сказал он.
«Куда люди ходят толпами, так это в церковь на Пасху, – рассуждает Кочеров. – Или вот на проходной автозавода были толпы, когда завод открыли и стали на проходной проверять рабочим температуру. Но точно так же было и в Москве, когда измеряли температуру в метро. Но такие толпы, как правило, создаются по вине властей, которые слишком рьяно берутся бороться с коронавирусом, нарушая при этом нормы здравого смысла». Вместе с тем эксперт считает, что режим самоизоляции «ментально чужд» россиянам. «Но не только это наша проблема, – продолжает он. – Наша проблема в том, что у нас пока еще недостаточно медицинских средств для борьбы с эпидемией. И власть ведь не скрывает, что цель самоизоляции – не гарантировать всем безопасность от коронавируса, на это они не надеются, а в том, чтобы не допустить аврала в больницах, которые к эпидемии просто не подготовлены. По крайней мере, в Нижнем так. Хотя, и в Москве, как я знаю, тоже все медицинские службы уже работают на пределе».
При этом оба эксперта уверены, что ужесточение наказаний, действительно, поможет ограничить передвижения, но вместе с тем ухудшит отношение к власти. «И чтобы не усугублять ситуацию, надо объяснять причины, по которым люди должны оставаться дома, а не просто ограничивать их права и по-страшному штрафовать», – сказал Покида.
Кочеров отмечает, что в России жестокость наказаний компенсирует необязательность их исполнения. По его мнению, это может привести к вспышке коррупционных действий со стороны служб, надзирающих за гражданами.
«Кроме того, всегда есть люди, которые могут выйти из дома в случае крайней нужды, например, из-за болезни родственника. И не каждому при получении такого известия придет в голову сначала оформить себе код пропуска [такие коды необходимо получать в Нижегородской области при выходе из дома]. Некоторые эмоциональные натуры сразу рванут, забыв про все коды. И здесь каждый случай надо рассматривать отдельно», – уверен политолог. Он рассказал, что ведет в ВШЭ занятия для юристов, и многие из его студентов уже сейчас прогнозируют «завал юридическими делами», связанными со штрафами за нарушение режима самоизоляции. «Так что одними ожесточениями проблему не решить. Тем более что они просто вызовут озлобление людей, если уже сейчас они выходят на демонстрации протеста против этого режима. Причем, судя по тому, что было во Владикавказе и в Ростове, людей беспокоит не то, что они находятся в самоизоляции, а то, что при этом они оказались без средств и что государство не спешит им на помощь», – резюмировал собеседник «Клуба Регионов».