Политолог:  можно говорить о том, что та модель, которую мы долго обсуждали, сейчас начинает реализовываться – модель суперпрезидентской республики
11 января 2022

Кавказ – дело затратное: эксперты оценили планы правительства по развитию СКФО

Экспертно-аналитический центр «Юг» /СКФО/ Премьер-министр РФ Михаил Мишустин по итогам совещания о развитии субъектов СКФО дал профильным ведомствам поручения разработать и «обсчитать» программы развития округа. Могут ли федеральные деньги дать реальный импульс регионам, которые сейчас находятся в положении аутсайдеров по многим социально-экономическим показателям? Ответ экспертов – в материале АЦ «Юг».

В 2021г. Счетная палата РФ проанализировала итоги работы институтов развития СКФО и признала их «хронически неэффективными». В итоге деятельность Корпорации развития Северного Кавказа и АО «Курорты Северного Кавказа» была прекращена. В начале января 2022г. стало известно, что программы развития СКФО перезапустят по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.

Речь вновь идет о многомиллиардном финансировании. Так, на программы развития предприятий энергетики и ЖКХ за три года выделят 7,5 млрд руб., на комплексную программу развития среднего профессионального образования – до 11 млрд руб. Кроме того, МЭР вместе с регионами разработал новые модели экономического развития территорий. На их основе будут принимать управленческие решения, формировать планы и программы достижения национальных целей, поставленных президентом.

Очевидно, что субъекты СКФО нуждаются в развитии, чтобы выйти из положения аутсайдеров в экономике и социальной сфере. Но инвесторы не спешат вкладываться в регионы, отмечая их «незначительный потенциал и высокий риск». В итоге территории СКФО оказываются чемпионами по динамике сокращения рабочих мест. Страдают и другие показатели – зарплаты, уровень жизни, покупательская способность.

Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич со скепсисом говорит о построении «новых моделей» развития регионов Кавказа. По ее словам, моделей уже придумали немало, но их практическое воплощение осталось на уровне «попыток».

«7,5 млрд руб. на ЖКХ – это небольшие деньги, – объясняет Зубаревич. – У Северного Кавказа огромные долги по оплате жилищно-коммунальных услуг, это общеизвестно. Население платит плохо, собираемость плохая, долги большие. Поэтому нет денег на проведение ремонтных работ, обновление сетей. Видимо, сейчас решили влить в отрасль средства из федерального бюджета, чтобы провести хоть какой-то ремонт. Возможно, откладывать дальше некуда, иначе все износится и развалится».

Об износе коммунальных сетей в республиках СКФО зашла речь на итоговой пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2021г. Журналист из Дагестана Магомед Магомедов обратился к президенту с просьбой навести порядок в коммунальной сфере, он рассказал, что регион страдает от постоянных аварий, а предприятия-монополисты не спешат обновлять сети. Совпадение или закономерный итог копившихся годами проблем, но план правительства по реализации «программ устойчивого экономического развития предприятий энергетики и ЖКХ» был озвучен спустя две недели после вопроса на пресс-конференции.

Насколько реалистичны обновленные планы развития СКФО? Эксперты воздерживаются от прогнозов до появления документов с конкретными цифрами бюджетных ассигнований. Однако провести параллели с проектами в других территориях и качеством контроля за их реализацией можно и сейчас. Политолог, руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян подчеркнул, что кабмин все время вводит меры по повышению контроля исполнения федеральных программ и проектов: «Контролируется не только скорость, но и качество сдачи объектов. Смотрят, построено или нет, как построено, соответствует ли смете. Сейчас на примере реализации ФЦП в Крыму мы видим, что Минстрой и Минфин предлагают исключать из программ те проекты, которые за определенный срок вообще не были начаты».

По мнению эксперта, на сроки исполнения программ развития в большей степени влияет не злой умысел исполнителей, а низкое качество проектирования: если в документации и смете не учтены особенности рельефа, коммуникации, ЛЭП, то на изменение проекта и дофинансирование могут уйти месяцы. Сейчас федеральное правительство меняет требования к сопровождению проектов, чтобы ускорить процессы согласований. Кирьян считает, что в новых условиях уровень реализации проектов на Северном Кавказе будет «не хуже, чем в среднем по России».

Эксперты отмечают, что поручения Мишустина по СКФО во многом относятся к совершенствованию инфраструктуры. С появлением новых дорог повысится связанность территорий между собой и с другими субъектами юга России. Такое «расшивание узких мест» не имеет точно просчитанного экономического эффекта, и невозможно предсказать, как оно «выстрелит» в будущем, но повышение транспортной доступности даст регионам новый импульс развития: туда привезут новые товары, продукты, людей – тех самых отдыхающих, которых ждут на курортах Северного Кавказа.

Пётр Кирьян напомнил, что и в других федеральных округах сейчас реализуются большие проекты развития дорожной сети с привлечением федерального финансирования. Было бы странно не делать этого в СКФО, где в этом есть потребность. «Сейчас Северный Кавказ не до конца привязан к современной дорожной инфраструктуре. Дороги там есть, люди и товары перевозятся, но до Краснодара из Москвы и Петербурга вы можете «долететь» по платной трассе, а потом упретесь в узкое горлышко региональных дорог. Нужно тянуть современные федеральные трассы до упора. Думаю, постепенно это будет сделано, потому что в СКФО живет много людей, там действительно есть туристический кластер, и много людей готовы и хотят приехать на отдых в этот регион», – подытожил эксперт.

Версия для печати