Политтехнолог: на выборах в Госдуму была команда помогать «Новым людям», а сейчас они оказались предоставлены сами себе
Партия «Новые люди» в ряде регионов столкнулась с тем, что их кандидаты в депутаты различного уровня не проходят регистрацию. Так, уже приняты решения о снятии списка на выборы парламента Северной Осетии, городского совета Старого Оскола в Белгородской области, в Асбесте Свердловской области единороссы через суд также требуют снять с выборов ряд кандидатов от «Новых людей». В партии называют это «предвыборными аномалиями» и заявляют, что основания для снятия кандидатов формальные, а реальная причина в том, что в избиркомах «сидят люди, которые за последние 30 лет разучились проводить честные выборы».
Политтехнолог Алина Жестовская считает, что все эти истории вряд ли как-то могут быть связаны между собой. Эксперт также сомневается в политической подоплеке событий. «Ну какое политическое давление на людей, которые не способны документы подать в избирком? У нас в разных регионах и «Родина», и «Патриоты России», и «Яблоко» проходили в местные парламенты и вполне конструктивно работали, что называется, в фарватере. Для того чтобы на тебя начали оказывать политическое давление, начали бороться и снимать по беспределу, ты должен быть заметным, значимым и существенным политическим лидером, – комментирует Жестовская. – Опять же, учитывая их проценты и уровень популярности, нужно, чтобы кто-то просто сошел с ума, решив, что вот сейчас выдвинутся «Новые люди», и всё, тут же рухнет вся система, а единороссы в ужасе попрячутся под диваны».
По словам эксперта, если на выборах в Госдуму была команда «вести за ручку «Новых людей» и помогать им», то в этом году такой команды не последовало, и партия, оставшись «без своих поводырей», оказалась предоставлена сама себе. Жестовская отмечает, что с подобными проблемами, которые касаются формального несоблюдения требований, сталкиваются не только «Новые люди», но и другие партии.
«То же самое мы наблюдали с несостоявшейся партией Гудкова, там не было какого-то жуткого противоборства, они просто на протяжении года технически не могли подготовить правильно документы, внести изменения в устав. И я такое наблюдаю каждый год. Не будем лукавить, но у многих партийных проектов, не относящихся к большой тройке (ЕР, КПРФ, ЛДПР), низкий уровень квалификации и технологов, и юристов. Многие почему-то считают, что однокурсник или бывший журналист может быть технологом. И начинаются проблемы. Сбор подписей – это очень сложная процедура. И все разговоры потом, что «это описка или помарка в листах, а подпись на самом деле достоверная», – это разговоры в пользу бедных», – объясняет эксперт.
Жестовская не исключает и того, что для ряда партий и политиков снятие с выборов бывает на руку, и это даже можно рассматривать как некий политтехнологический прием: «Иногда мне кажется, что для ряда оппозиционных сил это удобный инструмент поддержания собственного лица, потому что, когда ты на выборах наберешь смешные полпроцента, это одна история. И совсем другая, когда ты будешь бегать и кричать, что «меня не допустили» из-за какой-нибудь казуистики. Посмотрим, как будет дальше разворачиваться ситуация, если «Новых людей» и дальше будут снимать и отстранять по каким-то формальным причинам, то, значит, они не очень серьезно на самом деле хотят заниматься политикой».
Что же касается заявлений со стороны партий с требованиями снять с выборов оппонентов, то это, по словам эксперта, «нормальный процесс», за который юристы штабов получают зарплату. «Это такое профессиональное соревнование, и главное тут – не снять всех», – резюмировала политтехнолог.