25 августа 2022

Яблоко падает на землю: почему популярная парламентская партия сегодня может бороться только за муниципальные мандаты

Власть в России еще не готова полностью отказаться от участия партии «Яблоко» в политической жизни, но места для нее остается все меньше, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. По мнению одних, уделом партии остались низовые выборы, другие уверены, что избиратели и сами больше не нуждаются в «Яблоке», а третьи полагают, что партия умрет вместе со своим основателем Григорием Явлинским.

Предвыборная кампания-2022 стала одной из самых сложных для «Яблока». На губернаторских выборах, которые проходят в 14 регионах, от нее выдвинулись всего двое кандидатов (Анна Черепанова в Новгородской области и Сергей Балабаев в Ярославской области). На выборах в региональные собрания партия выдвинула списки в двух из шести регионов (Сахалинской и Саратовской областях), но избиркомы отказались их регистрировать.

«У «Яблока» сложная история старой системной партии, в которой много внутренней оппозиции. Но она совмещает лоялизм и умение играть в поддавки, договариваясь там, где надо. Плюс, как мне кажется, власть понимает, что загонять всех в одно системное поле тоже опасно, должны сохраняться какие-то альтернативные каналы. За счет этого «Яблоко» и живет», – рассуждает Александр Кынев. По его словам, партия продолжает играть заметную политическую роль в Москве и в регионах Северо-Запада: в Петербурге, Псковской области, в Карелии. В других регионах ее влияние почти незаметно. «Если в каких-то других регионах и есть очаги, то они совсем маленькие. Что касается реакции власти на ее регистрацию, то на низовых выборах ее регистрируют, но, как только появляется понимание некоей угрозы, кандидатов тут же снимают. К примеру, зарегистрирован список «Яблока» на выборах в городскую думу Пскова, но лично [лидер отделения] Лев Шлосберг по надуманному предлогу депутатом быть не может», – продолжает политолог. Напомним, Шлосберга сняли с участия в выборах в Госдуму и в Псковское областное собрание депутатов в 2021г. из-за «причастности к экстремистской деятельности», оспорить это решение политик до сих пор не смог.

Как сообщил «Клубу Регионов» руководитель пресс-службы «Яблока» Игорь Яковлев, в этом году партии в основном пришлось сосредоточиться на муниципальных выборах: «В Москве на 25 августа у нас [на выборах в советы муниципальных образований] 150 кандидатов, число которых каждый день сокращается. Второй регион по значимости и по количеству кандидатов – это Псковская область, там около 250 кандидатов в разные муниципальные собрания, в том числе в городскую думу Пскова». Кроме того партия участвует в муниципальных выборах в Московской, Новгородской. Ростовской, Свердловской, Челябинской, Томской, Сахалинской и Воронежской областях, а также в Петербурге. Масштабный отсев своих кандидатов в «Яблоке» связывают с позицией партии по спецоперации на Украине. Партия не стала публично поддерживать СВО, а ее кандидаты заявляют об этом в ходе кампании. «В Москве частная причина – это привлечение к административной статье о демонстрации экстремистской символики, которая на два года лишает пассивного избирательного права. Есть придирки к документам, подписям, в общем, стандартный набор, но причина – это наша позиция», – уверен Яковлев.

Политтехнолог Пётр Быстров убежден, что недопуск кандидатов от «Яблока» на выборы исполнительной и законодательной власти вообще не связан с опасениями со стороны действующей власти. «У власти нет никаких оснований бояться участия представителей «Яблока» в выборах в абсолютном большинстве регионов, за исключением, возможно, только Псковской области. Поскольку ни на одних выборах, в которых участвовали «яблочники», они не смогли показать сколько-нибудь достойный результат», – заявил он.

Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко заметил, что региональные власти, принимая решения о снятии кандидатов, действуют по своему усмотрению. «Они горазды дуть на воду, поскольку не желают себя связывать хоть со сколько-нибудь конкурентным политическим процессом. Сомневаюсь, что «Яблоко» может всерьез кому-то мешать в регионе. Однако у страха глаза велики, и власти зачищают пространство от всех, кто даже теоретически может составить конкуренцию и опираться на протестный электорат», – сказал политолог. Бондаренко считает, что «Яблоко» уже 20 лет не является политической силой, которая может на что-то претендовать. «Это не вопрос последних выборов и не вопрос, нуждается ли власть в этой партии. Вопрос в том, а насколько эта партия нужна своим сторонникам. По-моему, потребность в ней отпала приблизительно тогда, когда она пролетела мимо Госдумы в 2003г.», – рассуждает эксперт. При этом он не сомневается, что партии демократического толка избирателям нужны. Такой партией, по его мнению, является новичок в Госдуме «Новые люди» и частично «Справедливая Россия».

Деградацию «Яблока» Бондаренко связывает с линией поведения ее основателя Явлинского, который до последнего держался за пост руководителя, «а когда он его уступил, уже и партии по сути не было». «Это, к сожалению, проблема всех лидерских партий России. Сейчас то же самое произойдет с ЛДПР и с КПРФ, когда со своего поста уйдет Геннадий Зюганов. Но у коммунистов с идеологией не так все плохо, плюс скамейка запасных довольно большая. Но у «Яблока» был настолько гигантский разрыв между Явлинским и теми, кто пришел после него, что, мне кажется, ее избиратели с трудом себе представляют, кто ее возглавляет», – заключил он.

Пётр Быстров также полагает, что «Яблоко» изжило себя как политическая партия. «Лидер партии Григорий Явлинский – один из тех, кто дольше всех находится в обойме, и один из самых надоевших избирателям политиков, от которого никто ничего не ждет. Само «Яблоко» с каждым годом демонстрирует все более и более слабые результаты на выборах, превратившись из мощной парламентской фракции с большим количеством известных и влиятельных депутатов в маргинализированную секту, а остатки ее влияния сохраняются в отдельном очень небольшом количестве регионов и то благодаря лидерам этих региональных отделений», – говорит эксперт. Он считает, что история «Яблока» закончится одновременно со смертью Явлинского.

Добавим, сейчас лидер новгородского «Яблока», депутат гордумы Великого Новгорода Анна Черепанова, потеряв шансы на участие в губернаторской кампании, подала заявление для участия в конкурсе на замещение должности мэра. Александр Кынев уверен, что и здесь никаких шансов у Черепановой нет: «Кто будет за нее голосовать? В гордуме просто нет таких депутатов».

При этом Кынев отметил, что новгородская «яблочница» – одна из немногих представителей оппозиции, которая сохраняет себя как политика. «Часть оппозиции у нас окуклилась, накрылась медным тазом и вообще лежит и не колышется, ничего делать не пытается. А чтобы быть в политике, нужно ею заниматься, нужны сопутствующие действия: надо реагировать, выдвигаться, предлагать инициативы, писать жалобы, судиться. А многие наши оппозиционные политики не демонстрируют никакой активности от слова совсем, они только сидят и брюзжат. Из политики они самоустранились, превращаются в обывателей», – заключил политолог.

Версия для печати