19 сентября 2023

Эксперты объяснили, почему Северный Кавказ стал аутсайдером по развитию МСП

Пять регионов Северного Кавказа вошли в десятку субъектов РФ с самым низким уровнем вовлеченности жителей в малый и средний бизнес. Последнее место в рейтинге, который представило РИА «Новости», занимает Ингушетия – там в июле 2023г. насчитывалось 24,5 тыс. малых и средних предприятий, включая ИП, или 12,2% от общей численности занятых в экономике. На втором месте с конца – Карачаево-Черкесия. В последнюю десятку вошли Дагестан, Чечня и Северная Осетия. Также в антирейтинге Чукотка, Еврейская автономия, Мордовия, Якутия и Бурятия.

Результаты исследования подтверждают и участники рынка на местах. «В Мордовии очень низкая платежная способность, малый бизнес не выживает. Все субъекты МСП – это дочерние предприятия крупных предприятий. Остальные идут в бюджетные учреждения. Те же, кто действуют самостоятельно, которых не «крышуют» крупные, больше подвергаются давлению со стороны КНД [контрольно-надзорной деятельности]», – рассказал представитель бизнес-сообщества республики, попросив не указывать его имя. 

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец видит разные причины для таких низких показателей в СКФО и на Дальнем Востоке. «Северный Кавказ – это зона, в которой самая большая в России доля «серой» экономики. Вполне возможно, что люди там просто не регистрируются, не платят налоги, хотя и занимаются торговлей, сельским хозяйством, каким-то мелким производством. А что касается Чукотки, Бурятии, Якутии и других регионов Дальнего Востока, здесь надо понимать, что основой для малого предпринимательства является либо сфера услуг, либо сельское хозяйство, либо торговля. В условиях сурового климата и низкой плотности населения в эти регионах там просто нет предпосылок для создания каких-то сервисных предприятий, сельскохозяйственного производства и торговли», – прокомментировал показатели рейтинга эксперт.

Член совета торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленному развитию Игорь Скляр говорит, что усилия Федеральной налоговой службы на Кавказе всё же дают результаты. «Не думаю, что там кто-то еще остался в тени, – считает Скляр. – Причина заключается в том, что там просто низкая экономическая активность, всё сосредоточено в других направлениях. Либо в этих регионах ждут какие-то федеральные деньги для отдельных инвестиционных проектов, куда потоком включится малый бизнес. А первопричиной малой вовлеченности я считают отток населения в регионы, где созданы условия для роста. Проще говоря, почти всё социально и экономически активное население, числясь на Северном Кавказе, находится в Москве и там занимается бизнесом». Вместе с тем Скляр заметил, что в некоторых регионах Северного Кавказа власти прикладывают серьезные усилия для развития МСП. «Из опыта могу сказать, что в ту же Чечню Рамзан Кадыров не пускает никакие сетевые магазины как раз для того, чтобы развивался малый бизнес», – привел он пример.

Природно-географические факторы среди определяющих называет директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: «В России есть целые макрорегионы, где рыночные факторы перестают действовать при отсутствии сверхстимулирования со стороны государства. Такой зоной провала рынка является, например, Арктика». Но и там ситуацию уже нельзя назвать безнадежной: «Например, если предприятие имеет статус резидента Арктической зоны, его деятельность становится определенно выгодной, поэтому нельзя однозначно утверждать, что в Арктике предпринимателей будет меньше, чем на других территориях страны», – добавил эксперт.

«Малый бизнес нацелен на удовлетворение локального спроса у отдельных групп населения, имеющих какую-то критическую массу», – продолжает Климанов. Именно поэтому МСП развивается больше в больших городах, так что лидерство в рейтинге Москвы и Петербурга волне логично. «В регионах, где доходы населения невысоки, сложно будет развивать бизнес, настроенный на удовлетворение спроса потребителей. Такой бизнес может просто оказаться нерентабельным. Поэтому традиционно в аутсайдеры по количеству предприятий малого и среднего бизнеса попадают бедные регионы. И это те самые территории Северного Кавказа, та же Бурятия и ЕАО, отдельные регионы юга Сибири», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

Игорь Скляр, рассуждая о других участниках десятки аутсайдеров, призвал не забывать о факторе спецоперации. «Если посмотреть репортажи телеканалов, в основном ребят показывают из Бурятии и Чукотки. Когда мужское население, наиболее потенциально [расположенное] к развитию малого и среднего бизнеса, сейчас участвуют в зоне проведения СВО, о каком вовлечении в бизнес может идти речь?  Учитывая местные обстоятельства как таковые, нужно быть аккуратнее с рейтингованием и особенно с какими-то резкими выводами по поводу данных в этих рейтингах», – высказал Скляр свое мнение.

Отметим, рейтинг РИА «Новости» основан на данных Росстата и Единой межведомственной информационно–статистической системы (ЕМИСС). Его авторы обратили внимание, что в большинстве регионов из нижней части рейтинга численность работников на предприятиях МСП показывает положительную динамику.

Версия для печати