Политтехнолог Алёна Август:  есть экологи, а есть псевдоэкологи, есть общественники, а есть хайпожоры
18 мая 2020

Михаил Нейжмаков:

экономический кризис не всегда приводит к росту протестного голосования

Фото: ruinformer.com

В сентябре в рамках единого дня голосования должны пройти выборы губернаторов в 18 регионах. Еще в двух субъектах РФ глав будут выбирать парламенты. При этом в экспертном сообществе не утихает дискуссия о том, будут ли сохранены прямые выборы глав регионов на фоне пандемии. «Клуб Регионов» обсудил с ведущим аналитиком Агентства политических и экономических коммуникаций Михаилом Нейжмаковым перспективы отмены или сохранения губернаторских выборов и готовность политиков к избирательным кампаниям.

– Президент наделил губернаторов новыми полномочиями и назначил их главными ответственными за борьбу с пандемией. В этих условиях, на ваш взгляд, есть ли смысл вообще проводить губернаторские выборы? Может ли пойти на такой шаг администрация президента или подобный вопрос не рассматривается?

– Пока нет явных оснований считать, что Кремль инициирует отказ от прямых губернаторских выборов в ближайшем будущем (естественно, кроме регионов, главы которых уже избираются заксобраниями). Если бы руководство страны считало возвращение губернаторских выборов временной мерой, оно могло бы вернуться к назначению глав регионов или, по крайней мере, дополнительно расширить круг территорий, руководители которых избираются заксобраниями, например на пике «крымского консенсуса». Такой шаг можно было бы объяснить, скажем, нарастанием внешнеполитического давления на государство (ведь и отмена губернаторских выборов в 2004г. была аргументирована необходимостью «обеспечения единства государственной власти» в условиях угроз безопасности). Между прочим, и в год крымского референдума электоральные риски для выходящих на выборы глав регионов не были исключены (вспомним проходившую в 2014г. кампанию по выборам главы Республики Алтай, закончившуюся для тогдашнего руководителя региона Александра Бердникова на грани второго тура результатом 50,63%). В 2015г., как известно, утратил свой пост по итогам выборов в Иркутской области тогдашний глава региона Сергей Ерощенко, и сложилась ситуация на грани второго тура в Марий Эл (победа главы республики Леонида Маркелова с результатом 50,78%). Для Владимира Путина, как правило, характерно превентивное реагирование именно на потенциальные риски. Возможность поражений губернаторов и врио губернаторов на выборах в будущем он, конечно же, понимал и учитывал.

В Госдуме уже поддержали поправки к законопроекту, согласно которым выборы губернатора региона, который избирается местным заксобранием, могут быть отложены, если в двух и более муниципалитетах введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Может ли это быть сигналом о том, что и вопрос отмены губернаторских выборов может быть поднят или служить началом такой дискуссии?

– Что касается законопроектов, принимаемых Госдумой, не стоит забывать: многие из содержащихся в них норм так и остаются «спящими». Вспомним ту же конституционную поправку 2014г. о «президентской квоте» в Совете Федерации. Тогда циркулировало немало версий, кто именно получит места в верхней палате в таком порядке, и предполагалось, что это произойдет в самое ближайшее время после принятия данной нормы. Но Владимир Путин до сих пор так и не воспользовался этим своим правом.

– Тема отмены прямых выборов будет негативно воспринята в регионах?

– Лозунг «За сохранение губернаторских выборов» в обычных условиях может быть близок в основном оппозиционным активистам. Чтобы сделать уличную кампанию под таким лозунгом достаточно массовой, нужно, чтобы в соответствующем регионе и до этого была высокая протестная активность, поддерживающая сторонников оппозиции в мобилизованном состоянии. Среди регионов, где в 2020г. должны пройти выборы глав, шансы на заметные акции протеста против гипотетической отмены губернаторских выборов были бы, например, в Архангельской и, возможно, в Иркутской областях.

Учитывая, что сейчас губернаторам приходится принимать непопулярные меры, можно ли говорить, что вести избирательные кампании им будет сложнее, особенно референдум по поправкам к Конституции, за результаты которого так или иначе ответят тоже губернаторы?

– Вопрос – как скоро будут сняты ограничительные меры. Если они будут хотя бы серьезно смягчены уже в начале лета, к сентябрю на настроения избирателей эта тема будет влиять уже заметно меньше. Экономический кризис сам по себе также не всегда приводит к существенному росту масштабов протестного голосования на региональных выборах. Другое дело, что уже в марте 2020г., на фоне угроз, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вырос общественный запрос на социальную справедливость. Причем подобные настроения сильны не только у левоконсервативной, но и у либеральной аудитории. Это может дополнительно актуализировать обсуждение неравномерности поддержки разных территорий. Причем не только традиционного противопоставления Москвы и регионов, но и сравнения положения дел в субъектах Федерации, являющихся соседями. Вероятно также более активное обсуждение разного уровня поддержки муниципальных образований внутри одного региона. При этом часто к теме «обделенности» своих городов и районов могут обращаться представители как раз сравнительно благополучных, но привыкших сопоставлять себя с областным центром, а не самых депрессивных территорий в регионе. Все это будет влиять и на повестку губернаторских кампаний.

Если общенародное голосование пройдет до региональных выборов, наибольшие риски будут нести главы тех предвыборных регионов, где выше шансы на мобилизацию протестного избирателя против конституционных поправок, а не игнорирования сторонниками оппозиции этой кампании. Скорее, это субъекты Федерации, где больше политизированная аудитория соцсетей и активнее региональные оппозиционные СМИ, то есть скорее регионы, включающие в свой состав крупные города. Среди предвыборных регионов 2020г. этим критериям отвечает, например, Новосибирская область, где должны состояться выборы в заксобрание и городской совет.

– В целом учитывая, что властям сейчас приходится работать в кризисных условиях, усиливаются ли позиции их ставленников в регионах или у оппозиции есть шансы побороться за посты глав регионов именно по этой же причине?

– Не будем забывать, что ограничительные меры сковывают и активность оппозиционных политиков. Конечно, можно вспомнить немало примеров (необязательно на губернаторских выборах), когда оппозиционный кандидат побеждает даже на фоне крайне пассивной собственной кампании. Но в таком случае должны работать другие факторы, мобилизующие протестный электорат. Например, очень заметный антирейтинг действующего губернатора. Дополнительным фактором риска для главы региона может стать проведение параллельно с губернаторской кампанией выборов в заксобрание (в 2018г. такая ситуация сложилась в Хакасии и Владимирской области, где проиграли тогдашние главы регионов). В 2020г. одновременные выборы губернаторов и заксобраний должны пройти в Республике Коми, Воронежской, Калужской, Костромской областях. Но пока рано говорить, что именно там риски для идущих на выборы руководителей регионов могут быть наибольшими.

Версия для печати