Павел Святенков: Перекладывать на регионы ответственность за межнациональные отношения - неправильно
Политолог Павел Святенков высказал свое мнение о том, какие цели должна преследовать современная миграционная политика России и что нужно для того, чтобы мигранты больше не создавали проблем. Комментируя новый закон, перекладывающий ответственность за межэтнические конфликты на глав регионов и муниципалитетов, Святенков назвал его неправильным: «Эта мера лишь даст еще большую власть этнической преступности, которая теперь сможет давить на местные власти, угрожая им межэтническими конфликтами на их территориях».
«Если говорить о тех мерах, которые были предложены на заседании президентского совета по межнациональным отношениям в Уфе, то здесь я бы сказал, что они все равно что мертвому припарка. На деле эти предложения призваны скрыть ту напряженную ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в межнациональных отношениях. То есть вместо решения реальных проблем, которые существуют в данной сфере, предлагается просто вести пропаганду в советском стиле, мониторить, наказывать СМИ за сообщения о конфликтах на межнациональной почве и т.д. Все это, естественно, не ведет к реальной дружбе народов, а ведет к прикрытию конфликтов и их разрастанию в условиях, когда люди не могут подать сигнал бедствия. Результатом такого «лечения» становится то, что конфликты попросту выходят на новый уровень, как это недавно было в Бирюлево.
Что же касается нового закона о возложении ответственности за межэтнические конфликты на глав регионов и муниципалитетов, то, как мне кажется, эта мера лишь даст еще большую власть этнической преступности, которая теперь сможет давить на местные власти, угрожая им межэтническими конфликтами на их территориях. Таким образом, это приведет к расширению прав руководителей этнической преступности с одной стороны, а с другой стороны - даст повод сбросить всю ответственность за межнациональные проблемы на глав регионов. Это совершенно неправильно, так как решением данных проблем, в том числе и очень острых миграционных проблем, должна заниматься федеральная власть.
В последние годы миграционная политика России является достаточно странной. Она преследует цель ввоза в Россию максимального количества нищих и неграмотных жителей Центральной Азии. При этом с этими государствами сохраняется безвизовый режим. Совершенно очевидно, что этим людям очень легко стать жертвами и этнического криминала, и пропаганды радикального ислама, в результате чего они неизбежно приносят с собой рост межнациональной напряженности.
При этом сама ситуация в России, когда русские не являются государствообразующим народом, а право русских на собственную государственность отсутствует, приводит к очень нервному положению в межнациональных отношениях. Своими действиями официальная власть как бы говорит русским, что вы здесь никто и по сравнению с мигрантами у вас нет никаких прав. Ясно, что такая позиция власти приводит к напряженности и будет провоцировать конфликты и впредь.
Россия должна наконец ввести визовый режим со странами Центральной Азии и проводить более жесткую политику по отношению к ним, не позволяя им при этом давить на Россию и требовать от нашей страны денег, не давая ничего взамен. Совершенно очевидно, что ситуация, когда половина населения Таджикистана переехала в Россию, не является нормальной, единственное верное решение здесь – это введение визового режима. А что касается заявления президента о том, что границы закрываться не будут, поскольку это противоречит геополитическим интересам России, то здесь я с ним категорически не согласен. Я думаю, что стабильность в России и интересы русского народа в частности находятся здесь в абсолютном приоритете по сравнению с любыми геополитическими интересами.
Должны быть созданы такие условия, при которых ситуация, когда люди, приехавшие на заработки, живут в котельных, общежитиях, вагончиках в обстановке антисанитарии и массовой скученности, станет недопустимой. Поэтому первоочередной мерой в миграционной политике России должно стать введение визового режима со странами Центральной Азии, что полностью соответствует интересам России. Те жители Центральной Азии, которые пожелают работать в России, - а такие, вполне возможно, будут - должны получать трудовые визы, их труд должен страховаться, то есть работодатель должен сделать им медицинскую страховку, а кроме того, должны быть социальные гарантии этого труда. Сама численность этих трудовых мигрантов должна быть ограничена заранее оговоренной квотой. Все это нужно для того, чтобы не возникала ситуация, при которой полубесправные мигранты вытесняют коренных жителей с их рабочих мест.
Теперь что касается Северного Кавказа. Я считаю, что прежде всего здесь необходимо навести порядок, потому что ситуация, когда в регион бесконтрольно вбухиваются деньги, которые разворовываются и не приносят никакого большого счастья местным жителям, а частично еще и уходят боевикам, является полностью неприемлемой. Поэтому здесь минимальным требованием, конечно же, является наведение порядка с финансированием, так как необходимо, чтобы те дотации, которые выделяются сюда, хотя бы доходили до региона и его обычных жителей, а не разворовывались по пути и не вкладывались затем в собственность на территории остальной России, что, кстати, и приводит к конфликтам».