Губернаторы Большой дороги: роль глав регионов в развитии трансграничных магистралей России. Рапорт 006 от 8 июня 2023 года
Аналитический проект Сергея Старовойтова и «Клуба Регионов»
Ключевой инфраструктурной задачей назвал президент Владимир Путин обустройство трансевразийских логистических коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». Сегодня Россия переориентируется на новые транспортные маршруты, чтобы обеспечить устойчивые каналы коммуникации с Ближним Востоком и Южной Азией и помочь бизнесу наладить новые кооперационные связи. «Переориентация экспорта и импорта стимулирует развитие транспортных коридоров на всем пространстве Большой Евразии и открывает серьезные перспективы. Это представляет интерес не только для России, а для всех государств – наших соседей, повышает транспортные возможности и экономические выгоды», – подчеркнул президент, выступая на саммите СНГ в октябре 2022г.
Между тем, новые транспортные коридоры важны не только для формирования удобных маршрутов и эффективной логистики, но и для раскрытия потенциала прилегающих территорий субъектов РФ. Вот почему губернаторы трансграничных регионов стараются «заскочить» в эти проекты. Очевидно, что главы регионов, которые благодаря участию в транспортно-логистических проектах смогли привлечь инвестиции в свой субъект, помимо этого получают федеральное покровительство и наращивают политический вес.
Впрочем, нерасторопность в решении задач, поставленных президентом, может привести и к обратному результату. Так, по словам источников «Клуба Регионов», недовольство Кремля губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным, который при назначении получил солидный кредит доверия со стороны администрации президента, сейчас связано как раз с трудностями в реализации МТК «Север – Юг», где Астрахань является ключевым регионом. Такого же рода претензии (но в меньшей степени) есть у федцентра и к главе Дагестана Сергею Меликову.
Тезисно:
- В перспективе российские власти рассматривают международные транспортные коридоры как дополнительный источник поступлений в бюджет.
- С помощью трансграничных магистралей формируются новые и укрепляются старые политические и экономические блоки.
- Главы регионов получают возможность усилить полит влияние и увеличить шансы на переизбрание и продолжение политической карьеры.
Итак, главы каких регионов получают преференции от участия в строительстве транспортных коридоров и магистралей? И кому из них удалось «приземлить» у себя на территории транспортно-логистические хабы и другие крупные инфраструктурные объекты – в очередном Рапорте «Клуба Регионов».
Сегодня на территории России идет работа по созданию четырех (без учета Северного широтного хода) крупных транспортных коридоров и целого ряда транспортно-логистических комплексов. В общей сложности все проекты охватывает 21 регион.
Регионы, участвующие в проектах трансграничных магистралей:
Севморпуть
Северный морской путь – это важнейший элемент повышения транспортной связанности самых труднодоступных территорий нашей страны и основа для формирования новой экономики Арктики.
Проект завязан на порты в девяти регионах: Мурманская область, Архангельская, Ненецкий АО, ЯНАО, Красноярский край, Якутия, Чукотка, Камчатка, Приморье.
До 2035г. общий объем финансирования маршрута составит порядка 2 трлн руб. Ожидается, что к 2035г. частные инвесторы вложат около 15,6 трлн руб. в развитие проектов, формирующих грузовую базу СМП, обеспечив прирост валового продукта на 28,5 трлн руб. и добавив 16,3 трлн руб. налоговых поступлений во все уровни бюджета РФ.
Оператор проекта – Росатом.
Закон, закрепивший за Росатомом функции инфраструктурного оператора Севморпути, был подписан в 2018г. С тех пор в семи из девяти регионов, по которым проходит арктический маршрут, сменились руководители.
Перед каждым их них в ближайшие год-два стоит задача пролонгации полномочий, что во многом зависит как от взаимоотношений с федцентром, так и от социально-экономической ситуации в регионе. И тот, и другой вопрос можно «закрыть» через участие региона в проектах ТТК.
Север – Юг
Проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Изначально предполагалось, что МТК свяжет Европу и Индию. В силу геополитических причин сегодня «Север – Юг» претендует на статус едва ли не главной торговой артерии для России: развитие коридора позволит снизить зависимость российской логистики от внешних факторов. В Астрахани коридор разделяется на три ветки: транскаспийскую, западную и восточную. Помимо судоходных путей в коридоре задействованы железнодорожные и автомобильные пути.
Ключевые регионы – Астраханская область (порты Астрахань и Оля) и Дагестан (порт Махачкала); также возможности использовать потенциал МТК для развития своих регионов имеют Северная Осетия (автодорога в Иран через Грузию и Азербайджан), Калмыкия (имеет незамерзающий порт Лагань на Каспии), Волгоград (географически удобное расположение для размещения логистического хаба), но пока они не смогли включиться в проект.
Создание оператора маршрута (с участием России, Ирана, Индии и других стран) курирует вице-премьер Марат Хуснуллин.
Новый транспортный коридор дает весомую экономию времени и затрат. Так, срок доставки грузов из Мумбаи в Петербург должен снизиться до 15 – 24 дней (действующий маршрут через Суэцкий канал – 30 – 45 дней). Общие инвестиции для создания инфраструктуры МТК оцениваются в размере 38,2 млрд долларов. Из них на долю российской стороны приходится примерно 13,2 млрд. Индия уже вложила в проект около 2,1 млрд долларов, часть из них – в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
Ожидается, что к 2030г. объем российских грузов по коридору вырастет вдвое – с текущих 17 до 32 млн тонн.
Запад – Восток
Главное звено международного транспортного коридора Европа – Западный Китай – трасса М12 «Москва – Казань». Изначально проект предполагал связать в единый транспортный маршрут протяженностью 810 км пять регионов страны: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. Его стоимость на период до 2027г. составит 901,5 млрд руб.
Однако сейчас уже принято решение, что бесшовное скоростное автомобильное сообщение будет протянуто через Екатеринбург до Тюмени и Челябинска. Стоимость участка трассы М12 до Тюмени и Челябинска (плюс замыкание дороги) составит 200-250 млрд руб. В перспективе МТК «Запад—Восток», включающий в себя систему разветвленных автомагистралей, через регионы Сибири будет продлен на Казахстан, Монголию и Китай.
Координирует строительство также вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Подряд на территории Татарстана выполняет компания «Трансстроймеханизация» – дочка ПАО «Мостотрест» миллиардера Аркадия Ротенберга, а также ООО «СК «Автодор», подконтрольное госкомпании «Российские автомобильные дороги».
Восточный полигон
Глобальный железнодорожный проект, в котором кроме РЖД принимают участие другие крупные компании России и ряда зарубежных стран. Его задачи – комплексная модернизация БАМа и Транссиба, которая увеличит пропускную способность железнодорожной сети с 75 до 180 млн. тонн. По плану здесь построят три тоннеля и мост за 650 млрд руб. частных инвестиций. Общая прогнозная стоимость реализации всего инвестпроекта составит ориентировочно 1 трлн 82 млрд руб.
С запуском «Восточного полигона» появится возможность связать воедино существующие евразийские международные транспортные коридоры, а в перспективе – интегрировать евразийскую и североамериканскую транспортные системы. При успешной реализации этого проекта Россия сможет совершить прорыв в международном разделении труда и стать ведущей мировой транспортной державой.
Железнодорожный полигон проходит по восьми субъектам РФ: Иркутская и Амурская области, Приморский и Хабаровский края, Бурятия, Забайкалье, Якутия и Еврейская АО.
Оператор – РЖД (Минтранс).
Пожалуй, кроме главы Бурятии Алексей Цыденова, который переизбрался осенью 2022г., для остальных губернаторов участие в трансграничных транспортных проектах может быть политически важно с учетом их электоральных планов.
Северный широтный ход
Создание железнодорожной магистрали Северный широтный ход в ЯНАО в комплексе с Севморпутем позволит сформировать национальную высокоширотную транспортную систему России в Арктике.
И хотя этот проект нельзя назвать трансграничным, за счет строительства СШХ будет обеспечена связь транспортной системы через порт Сабетта с Северным морским путем, сократится протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до Балтики, портов Баренцева и Карского морей. Прогнозная стоимость проекта составит 292,3 млрд руб., что обусловлено строительством в зоне вечной мерзлоты. Предполагаемые инвесторы – РЖД и «Газпром».
И, несмотря на то, что в 2022г. с учетом изменившейся логистики принято решение перекинуть средства с СШХ на Восточный полигон, тем не менее – это крупный транспортный коридор с масштабной инфраструктурой. В правительстве РФ заявляют, что к проекту СШХ вернутся после полного запуска более приоритетных транспортных коридоров.
Зачем губернаторы бьются за участие в этих проектах?
Как выше уже было отмечено, губернаторы регионов, через которые проходят транспортные коридоры, соревнуются за право дать местную прописку тому или иному проекту. В первую очередь речь идет о размещении транспортно-логистических комплексов. Для любого региона ТЛК – это в первую очередь инвестиции, рабочие места и налоги. Появление столь крупного объекта в регионе всегда дает мультипликативный эффект: средства дают толчок развитию местного бизнеса, формируют новые рабочие места, привлекают покупателей недвижимости, увеличивая налогооблагаемую базу и выводя субъекты федерации на следующие инвестиционные проекты. Второй немаловажный плюс – интеграция в глобальную транспортную сеть дает губернаторам связи с федеральным и транснациональным бизнесом, которые можно использовать в переговорах с госструктурами по масштабным проектам.
Губернаторы, которые сумели извлечь максимальную выгоду для своих регионов от строительства транспортных коридоров:
Один из наиболее сильных губернаторов-лоббистов – Рустам Минниханов. По итогам 2022г. Татарстан показал рекордный скачок роста контейнерных перевозок – более 50%. Резидент ОЭЗ «Алабуга» уже начал строительство крупнейшего в РФ логистического терминала имени Дэн Сяопина с инвестициями на первом этапе 20 млрд руб. Завершение первого этапа работ запланировано на конец 2023г.
Свердловский губернатор Евгений Куйвашев инициировал проект «Сухой порт» в партнерстве с транспортной группой FESCO. Соглашение предусматривает контейнерное и логистическое обеспечение особой экономической зоны «Титановая долина». В перспективе «Сухой порт» в Екатеринбурге должен стать связующим звеном между СШХ и Транссибом, СМП и маршрутом «Север-Юг». Хаб работает с ноября 2022г., объем перевалки грузов за первые три месяца вышел на уровень 1 млн тонн. Проектная мощность комплекса – 143 млн тонн.
В Челябинске тем временем развивают «Сухой порт Южноуральский» (дочка крупнейшей лизинговой компании России – ГТЛК). Там также подписали соглашение с FESCO. Стороны намерены участвовать в логистических проектах по доставке металлургического сырья и металлопроката, минеральных удобрений с предприятий Южного Урала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Черноморского бассейна. В мае 2023г. губернатор Алексей Текслер возглавил официальную делегацию в Казахстан, где предложил активнее использовать возможности нового ТЛК.
Кроме того, терминалы для обработки и хранения контейнеров, генеральных грузов и техники на 150 тыс. тонн в год будут строить в амурском Благовещенске. Соглашение об этом компания «Евразия Логистикс» на днях подписала с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Инвестор планирует вложить в проект порядка 130 млн руб. Крупнейший на Дальнем Востоке логистический центр строят в Хабаровском крае. О своих логистических амбициях также заявляют Башкирия, Приморье и другие регионы России.
Политический путь на Восток
Большие инфраструктурные проекты – визитная карточка России в мире. Мы построили Транссиб, нефтепровод «Дружба», Асуанскую ГЭС в Египте, Бушерскую АЭС в Иране и другие атомные станции еще в 12 странах. В условиях санкций и изоляции со стороны «коллективного Запада» смещение центра интересов в сторону Ирана, Индии, Китая и других регионов Азии – единственный и логичный путь для развития, а транснациональные маршруты – привычный способ протянуть руку дружбы, бизнеса и защиты.
Насколько высока конкуренция в мировой логистике, показал минувший май 2023г. Соглашение о строительстве последних 100 миль железной дороги Решт – Астара (на западной ветке МТК «Север – Юг») было подписано в ходе Международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum». В эти же дни в Алма-Ате (Казахстан) прошел форум «Евросоюз – Центральная Азия», где обсуждалось сокращение сроков прохождения грузов из Китая в Европу через Казахстан с 53 до 20 дней, а до конца 2023г. – до пяти суток. Еще одна знаковая встреча состоялась в китайском Сиане.
Там прошел саммит «Китай – Центральная Азия», собравший за столом переговоров лидеров пяти бывших республик СССР – Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Узбекистана. В ходе мероприятия председатель КНР Си Цзиньпин, в частности, предложил участникам расширить сотрудничество в оборонной сфере. По итогам переговоров Си заявил о готовности Китая укрепить оборону центральноазиатских республик, повысить их возможности в части обеспечения безопасности и поддержки мира в регионе. Китайский лидер также сообщил о планах выделить 26 млрд юаней (3,6 млрд долларов) в виде финансовой помощи и о намерениях развивать транспортный коридор из Китая в Европу в обход России.
Через три дня после встречи лидеров республик в Китае секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провел консультации по безопасности с секретарем Политбюро КПК Чэнем Вэньцинем. Патрушев напомнил, что Пекин – стратегический партнер Москвы, и особую роль в укреплении этого партнерства играют доверительные контакты на высшем уровне. По итогам консультаций секретарь Совбеза сообщил, что президент России Владимир Путин приглашен выступить в качестве главного гостя на Международном форуме «Один пояс – один путь». Дата форума пока неизвестна, но его планируется провести до конца года. Тем временем премьер Мишустин вылетел в Китай, где в рамках очередного экономического форума провел переговоры с премьером Госсовета страны Ли Цяном и лично встретился с председателем КНР товарищем Си, а в Тегеран направилась председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Главы центробанков двух стран обсуждали, в частности, объединение национальных платежных систем «Мир» и «Шетаб». Кроме того, Иран и Россия могут создать «криптовалюту Персидского залива», которая позволит заменить во внешнеторговых расчетах доллар, рубль и иранский риал.
Разговоры об экономических связях и торговых маршрутах продолжатся на полях Петербургского экономического форума, который состоится 14 – 17 июня 2023г. О своем участии в разных форматах уже заявили страны арабского мира, Латинской Америки, АСЕАН, Индия и Китай. О приезде своей делегации также сообщили Алжир и Монголия.
На текущий момент едва ли можно говорить о логистике как о «новой нефти» для российской экономики. Напрямую дать в бюджет тот же уровень доходов, что и углеводороды, трансграничные магистрали не смогут в силу того, что в российском ВВП составляющая транспорта не превышает 10%. Однако опосредованное влияние отрасли на экономику страны уже сегодня доходит до 30%, включая и нефтегазовый сектор. Однако у перевозок в сравнении с нефтью есть одно неоспоримое преимущество – дороги с годами не кончаются, а с развитием инфраструктуры и сопутствующих отраслей создают новые точки приложения инвестиций. Еще бо́льший потенциал у логистики в политическом и экономическом плане – помимо привлечения иностранного капитала, транспортные магистрали могут быть эффективным инструментом воздействия для создания политических альянсов и сохранения влияния на мировой арене.
(с) РАПОРТЫ. «Клуб Регионов», Москва, 2023