Бурятские элиты гонят молодого губернатора Цыденова в ловушку
По мнению политических экспертов, попытка главы Бурятии Алексея Цыденова стать своим для местных элит провалилась. Президентская избирательная кампания лишь заставила замести конфликты под ковер, сделать их незаметными федеральным наблюдателям, но от этого противоречия не стали менее опасными для губернатора-новичка и его неопытной команды. Политологи отмечают, что Цыденов не контролирует местные элиты и уже возникают конфликты главы республики с различными центрами влияния. При этом политтехнолог Сергей Маркелов отметил, что в Бурятии наблюдаются попытки элит управлять Цыденовым в своих целях. Местные эксперты считают, что в преддверии выборов в Народный Хурал старые элиты не пойдут на открытый конфликт с главой республики, рассчитывая на места в региональном парламенте. Но не исключены конфликты по итогам переговоров по кандидатам в депутаты, которые перерастут в открытый конфликт.
В Бурятии продолжается процесс выстраивания отношений главы республики Алексея Цыденова с местными элитами. С одной стороны, Цыденов своей активностью и демонстративным своеволием, например, недавними отставками глав районов, демонстрирует, что контролирует ситуацию в регионе. В этом его активно убеждают и подчиненные, прикрывая свое непонимание ситуации, и даже сами противники, усыпляя бдительность приезжего губернатора и опасаясь вмешательства федерального центра. С другой – уже обозначены очевидные конфликты губернатора с элитными группами: не прекращаются попытки воздействовать на главу Бурятии путем информационных атак, созданием «военных союзов» местных групп влияния, созданием ситуаций, в которых губернатор принимает неверные решения. Именно поэтому одной из гипотез развития ситуации в Бурятии является предположение, что местные элиты, влияние которых и возможности существенно уменьшились с назначением Цыденова, нашли способ управлять поведением главы региона и теперь гонят его по узкому коридору к очевидному финалу.
Элиты Бурятии – серьезная сила (взгляд извне)
Эксперты отмечают, что большинство новых губернаторов- технократов сталкивается с противостоянием местных элит. В каждом регионе этот процесс протекает по-разному, в зависимости от силы противостоящей стороны. В Бурятии, по мнению политолога, директора Фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко, глава республики встретился с серьезным противостоянием: «Конечно, Цыденов элиты не контролирует. Он очень бы этого хотел. И попытка представить ситуацию в таком духе – это попытка выдать желаемое за действительное. Цыденов работает губернатором чуть меньше года. При Наговицыне элиты правили Бурятией по полной программе. И Цыденову за прошедшее время не реально было подмять под себя представителей старых кланов. Я думаю, что большая часть тех потоков, которые текли в определенном направлении при Наговицыне, продолжает течь в ту же сторону при Цыденове. Попытка представить, что все под контролем, – это психологическая реакция неуверенного в себе человека. Все знают, насколько серьезные в Бурятии элиты, насколько они разнонаправлены и чем связаны с центром».
Директор коммуникационного агентства «МаркеловГрупп», политтехнолог Сергей Маркелов отметил, что в Бурятии четко видны попытки элит управлять Цыденовым в своих целях. «Конфликт между разными группами элит и Цыденовым есть. И попытки, так или иначе, управлять Цыденовым будут. Это не уникальность Бурятии. С этим сталкиваются все: от новгородского губернатора Никитина до нижегородского губернатора Никитина. Это происходит в Ярославской области. А уникальность бурятская в религиозности, в наличии трех – пяти ключевых семейств. И элиты постоянно мутят заговоры, постоянно ловят Цыденова на ослаблениях, на неправильных кадровых и иных решениях. Очень много шепчутся между собой, очень многое делается в непубличном поле. И Цыденов не переиграет элиты. Поэтому элиты сейчас с одной стороны борются с ним и ослабляют его регулярно. И при этом занимаются переконфигурациями – в кого играть потом, после Цыденова», – сказал Маркелов.
Он считает, что Цыденов изначально неправильно пытался выстроить свои отношения с местными элитами: «Цыденов первые полгода своей работы в Бурятии одной из задач себе ставил стать своим для республиканских элит. На мой взгляд, эта задача некорректная, и он никогда для бурятских элит своим не станет в силу множества причин. И сейчас, как мне кажется, Цыденов с командой понимают, что задача стать своим невыполнима, и они пытаются заформализовать отношения с элитами и вести себя с позиции, что он здесь глава. Но это тоже не получается».
Среди наиболее значимых противостояний в Бурятии наблюдатели выделили противостояние главы Бурятии с бывшим прокурором республики Валерием Петровым и главой Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. «Петров ушел на повышение. Но, по одной из версий, его убрали из Бурятии, чтобы не было конфликта, потому что Петров – влиятельный человек для бурятских элит и он хотел встать на место главы республики», – пояснил Маркелов.
Цыденов и элиты пока притираются друг к другу (взгляд изнутри)
По словам политолога Эрдэма Дагбаева, выводы о взаимоотношениях Цыденова и элит делать рано: «Считать, что Цыденов полностью контролирует ситуацию и что все пытаются ему угодить, – преувеличение. Да, какие-то попытки повлиять на Цыденова со стороны корпоративных групп есть, но вряд ли это является системой. И говорить, что это уже окончательно установившаяся структура, рано. Потому что прошел всего год, как он приехал в Бурятию. Не вижу, чтоб его пытались подвести под отставку. Все понимают, что запас прочности у него есть, учитывая, что у него есть такой ресурс, как поддержка президента РФ. А различные слухи появляются, потому что те, кто эти слухи распространяют, пытаются понизить позиции главы республики». При этом политолог Дагбаев соглашается с тем, что внутриэлитные конфликты за год пребывания Цыденова у власти не утихли: «Конечно, есть группы, которые недовольны нынешним положением, и сейчас система отношений неустойчива. Идет латентная перегруппировка сил, сейчас конструируются власть и оппозиция. И не исключено, что все это обретет черты и возникнет конкретная оппозиция главе республики».
Эксперты также напомнили, что отношения Цыденова и элит привлекают внимание, учитывая, что в сентябре в регионе состоятся выборы в Народный Хурал. В связи с этим генеральный директор «МК» в Бурятии» Николай Васюткин предполагает, что в настоящее время различные группировки не будут вступать в конфликт с главой республики. «Прошел год работы Цыденова, и явных конфликтов с элитами у него нет. С другой стороны, есть определенные ожидания элит от Цыденова по тому же Народному Хурала. Сейчас на прямые конфликты никто не идет, да и пока не за что зацепиться, чтобы расшатать позиции главы республики. Но и нельзя сказать, что есть сплочение Цыденова с элитами. Пока идет процесс взаимодействия. И учитывая, что впереди выборы в Народный Хурал, уже идет работа по формированию списков, определению возможных кандидатов. И сейчас идет процесс переговоров, в которых пока ни одна из политических сил не идет на прямую конфронтацию. Когда в апреле – мае какие-то конфигурации будут понятны, там мы увидим, сумели стороны договориться или нет. Сейчас Цыденов смотрит, как элиты идут на взаимодействие, как отработали президентскую кампанию, и по итогам этого уже будут определенные выводы сделаны», – подчеркнул Васюткин.
Главный редактор издательского дома «Информ Полис» Туяна Зондуева считает, что бурятский губернатор дистанцировался от каких-либо конфликтов. Она комплиментарно оценивает положение главы региона как самое высокое в местной иерархии, демонстрируя принятую в Бурятии традиционную логику рассуждений: «Я думаю, что Цыденов контролирует ситуацию в регионе. Он стоит выше всех элит – он все-таки не местный. Притом что у него отец бурят, он сам не жил в Бурятии. Кроме того, в Бурятию его направил федеральный центр. И это уже говорит о том, что Цыденов выше всех местных элит стоит и не позволит манипулировать собой».
Доктор политических наук Алексей Михалёв, симпатизируя губернатору Цыденову, заявил «Клубу Регионов», что в той конфигурации власти, которая сложилась в Бурятии, борьбы элит не может быть, а возможна только ее имитация. При этом Михалёв также признает, что основная борьба в республике ведется за ресурсы, распределяемые властью. Михалёв признает наличие в республике внутриэлитной борьбы, однако утверждает, что борьба ведется за влияние на главу республики: «Архитектура власти в Бурятии еще в 90-е гг. была сформирована так, что руководитель республики распределяет основные ресурсы. А элиты могут хотеть всего чего угодно, но в итоге они вынуждены идти на компромиссы. В итоге начинается борьба между различными элитными группировками за доступ к главе республики. А те, кто оказывается во время этой борьбы оттертыми от «кормушки», начинают заявлять о своей самостоятельности, пытаться изображать оппозицию в надежде, что там испугаются и вернут их назад. На самом деле вся архитектура власти построена вокруг не конкретного Цыденова, а вокруг именно главы республики. И поскольку сейчас глава региона – Цыденов, элиты вынуждены договариваться с ним».
На президентских выборах Бурятия показала средние результаты и по явке, и по голосованию за Владимира Путина, что можно считать неплохой демонстрацией управленческих способностей Алексея Цыденова или же авансом, который местные влиятельные кланы выдали начинающему главе региона. И если так, то уже сегодня губернатор Цыденов должен начать платить по счетам…