Мэр Красноярска не стал ссориться с губернатором из-за выборов
Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заявил, что не намерен инициировать возвращение прямых выборов главы города. По мнению политологов, Акбулатов таким образом демонстрирует «свою системность и отсутствие желания конфликтовать с федеральной и региональной властями». Эксперты также считают, что главе региона Виктору Толоконскому удалось убедить мэрию и заксобрание в необходимости отмены выборов. В то же время они не исключают, что негативные последствия реформы МСУ в крае, могут отразиться на итогах выборов в заксобрание и Госдуму в 2016г.
В ходе сессии горсовета Красноярска депутаты попросили мэра города Эдхама Акбулатова озвучить свою позицию по поводу отмены прямых выборов главы города. Как передает «Коммерсант», Акбулатов на прямой вопрос депутата заявил, что инициировать возвращение прямых выборов градоначальника он не намерен. «Красноярск – не отдельная республика, а часть России. <...> Красноярск не может развиваться в отрыве от всей страны. <…> Город должен развиваться в рамках общегосударственной логики. Считаю, что система государственной власти в нашей стране нуждается в выстраивании в вертикаль во благо жителей», – заявил Акбулатов. Он также добавил, что местные власти должны «сосредоточиться на хозяйственной повестке», а не заниматься политикой.
При этом ранее мэр Красноярска говорил об эффективности процедуры всенародных выборов.
По мнению политолога Дмитрия Золотухина, отстаивать новую систему избрания мэров градоначальнику приходится вынужденно: «Акбулатов в очередной раз продемонстрировал свою системность и отсутствие желания конфликтовать с федеральной и региональной властями. Это обусловлено зависимостью Красноярска от дотаций и финансирования из краевого и федерального бюджетов. Поэтому считаю позицию действующего мэра как вынужденную и необходимую в сложившихся условиях».
Политолог Юрий Москвич уверен, что мэрия и администрация края сумели договориться по данному вопросу: «Одна из причин позиции Акбулатова – мэр города и губернатор договорились о сотрудничестве. Прежний вариант, который предусматривал избрание мэра из депутатов горсовета, конечно, не оставлял никакой надежды Акбулатову, что он останется мэром города. Но когда появился дополнительный вариант, что мэр города может появиться в результате голосования специальной комиссии, то очевидно, что у Акбулатова появилась возможность быть назначенным мэром города».
Эксперт отмечает, что губернатору в целом удалось убедить элиты региона вести с ними переговоры: «Толоконский успешно ведет работу с заксобранием, предлагая сотрудничество в решении актуальных проблем и заявляя, что прежние процедуры появления глав городов и районов исчерпали себя, что в крае большое количество конфликтов между местным советами и главами. И фактически Толоконский призывает к антикризисному управлению краем».
Юрий Москвич обращает внимание на то, что несмотря на настрой подавляющего большинства депутатов заксобрания отстаивать прямые выборы, в момент голосования парламент поддержал стремление Толоконского «сконцентрировать всю исполнительную власть в своих руках». После чего «фактически на следующий день всенародно избранный мэр стал замгубернатора по Красноярску».
«Толоконский общается лично со многими группами, демонстрирует понимание проблем, он делает обещания. И в этом смысле он показал себя как успешный переговорщик и политик. Другое дело насколько продолжительно его политическое время. Его обещания должны давать результат», – подчеркнул Москвич.
О том, что, что крепость позиций Толоконского покажет время, говорит и Дмитрий Золотухин: «Необходимо дождаться осени 2015 г., когда новая система начнет реализовываться на практике и будет давать первые результаты, как позитивные, так и негативные. В любом случае, если при новой системе не будет громких скандалов и конфликтов, какие были ранее в муниципалитетах края, то это докажет правильность инициативы действующего губернатора. И еще важно понимать и замечать, что Толоконский не стесняется брать на себя инициативу и не боится критики, которую может получить в случае негативных последствий его законодательных инициатив».
В то же время местные наблюдатели считают, что если инициативы Толоконского не приведут к позитивным результатам, то политическая ситуация в крае может обостриться настолько, что это отразится на выборах в заксобрание и Госдуму в 2016г.
Депутат горсовета Красноярска Сергей Толмачев считает, что утвержденная заксобранием схема формирования органов местного самоуправления в Красноярске долго не продержится: «Ближайшая практика покажет, что эта схема порочная. Это ущемляет права населения на прямые выборы. Потому что если провести опрос, то мы увидим, что 90% населения за прямые выборы мэра. Думаю, что недолго продержится эта инициатива, и красноярцы мэра будут выбирать. Выборы у нас еще не скоро – к тому времени мы успеем переизбрать заксобрание и Госдуму, и многое еще может измениться».
Золотухин уверен, что горсовет Красноярска в отличие от мэра будет отстаивать прямые выборы мэра: «Вопрос инициирования законодательной инициативы согласно Уставу края о возврате прямых выборов мэра Красноярска находится в компетенции Городского Совета, а не действующего мэра».
Но при этом эксперт считает, что ситуацию по поводу заявления Акбулатова не стоит «драматизировать и нагнетать». У депутатов горсовета есть время до 10 апреля, чтобы в противовес решению заксобрания представить свои аргументы – почему мэра должны выбирать жители. «Твердо убежден, что городской совет выйдет с законодательной инициативой в заксобрание края», – резюмировал эксперт.