Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
13 марта 2014

Семь полпредов Владимира Владимирова

В Ставропольском крае готовятся ввести институт полпредства

Фото: fedpress.ru

«Клуб Регионов» обсудил с экспертами скорое возникновение в Ставропольском крае новой структуры - регионального полпредства, которое должно укрепить вертикаль власти и стать связующим звеном между главой региона и его жителями. Семь полпредов, содержание каждого из которых обойдется краю в 1,5 млн руб. в год, появятся в субъекте по инициативе и.о. губернатора Владимира Владимирова.

И.о. губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров намерен ввести в крае институт полпредства – семь представителей губернатора будут представлять краевого главу в муниципалитетах. Полпреды должны быть связующим звеном между главой края и народом, а также укрепить вертикаль власти. При этом содержание каждого из них обойдется краевому бюджету в 1,5 млн руб. в год. В то же время стоит отметить, что пока о кандидатах в полпреды в крае ничего не известно.

«Клуб Регионов» спросил у экспертов, существует ли в крае реальная необходимость в новой структуре власти.

Когда губернатор не может управлять с помощью действующих рычагов

Политолог из Ставропольского края Сергей Воробьев уверен, что появление полпредов не сможет сделать систему управления более эффективной. «Вертикаль управления регионов и законы о местном самоуправлении недостаточно эффективны. Прямых рычагов воздействия у регионов на муниципалитеты нет. Автономность районов и городов достаточно высока, и управлять ими можно только лишь через бюджетные трансферты. Властных полномочий у полпредов не будет никаких. Все, что они будут делать, – это вносить рекомендации муниципальным властям. А дальше муниципалитеты их примут или не примут. А если не примут, он [полпред] опять пойдет к губернатору, и тот попытается что-то сделать», – полагает эксперт. При этом он не отрицает, что региональное полпредство может быть полезно губернатору для контроля за деятельностью муниципалитетов.

Вместе с тем Воробьев отметил, что аналогичная идея с полпредами уже воплощается в Дагестане. По мнению политолога, к ней прибегают в том случае, если глава региона не может эффективно использовать существующие механизмы: «Там, где губернатор не в состоянии управлять с помощью существующих рычагов, он вынужден вводить дополнительные рычаги». С другой стороны, Владимиров, по словам Воробьева, всего лишь берет пример с Владимира Путина, создавшего в свое время семь региональных представительств - в каждом федеральном округе.

На общественных началах было бы лучше

Политический консультант, директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов напомнил, что механизм регионального полпредства применялся в Волгоградской области еще при Николае Максюте (глава администрации Волгоградской области с 1997 по 2012г. – Прим. «КР») и показал себя достаточно успешно.

По словам Фетисова, 10,5 млн руб. в год, которые краевой бюджет будет тратить на полпредов, – это «сумма мизерная». Однако эксперт допускает, что, если бы проект реализовывался на общественных началах, это «было бы лучше», но тогда не было бы контроля, «а в этом случае Владимиров получает возможность еще и спрашивать с полпредов, а не только прислушиваться к ним». Политолог также предположил, что и.о. губернатора надеется благодаря этим изменениям «быть в федеральном тренде» относительно реформы МСУ: «Владимиров, видимо, хочет выстроить связь между исполнительной властью и населением».

Пятое колесо в телеге

Депутат Госдумы от КПРФ от Ставропольского края Виктор Гончаров не сомневается, что необходимости в полпредах нет. «Это лишнее. Это не укрепит вертикаль власти. Пятое колесо в телеге будет замедлять движение вперед. Если ко мне уже обращаются главы образований по решению тех или иных вопросов и говорят, что они не могут достучаться до губернатора… Но если они сегодня не могут достучаться, завтра им скажут: «А чего вы стучитесь, теперь у вас есть полпред», - пояснил свою точку зрения депутат.

По словам Гончарова, действующее законодательство позволяет успешно управлять территорией «без всякой самодеятельности». «Я думаю, появление полпредства связано с незнанием Владимировым 131-го федерального закона («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». - Прим. «КР»)», - сказал депутат.

В отличие от Фетисова Гончаров считает, что необходимые для функционирования новой структуры 10,5 млн руб. – довольно серьезная сумма для краевого бюджета, тем более что «некоторые муниципалитеты не могут даже мебель купить, два десятка стульев», поскольку им не хватает средств.

Версия для печати
Главное