Политолог: слухи об отделении Кавминвод от Ставрополья – это попытка сдуть пыль со старой темы накануне думских выборов
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ставрополь/ Эксперты аналитического центра «Юг» – о причинах возникновения слухов о переводе Кавминвод в самостоятельный регион.
Глава Ставрополья Владимир Владимиров опроверг информацию о выделении Кавминвод из состава края и присвоении статуса федеральной территории. Несмотря на это, тема продолжает искусственно подогреваться в Telegram-каналах. Эксперты центра «Юг» разбираются в истинных причинах подобных провокаций, а также делают прогнозы о том, как отреагируют на подобный проект жители Ставропольского края.
В соцсетях Ставрополья идут активные вбросы, что власти Кавминвод выступают против присвоения территории статуса федеральной. Их авторы уверяют, что КМВ хотят просто вывести из состава Ставрополья. При этом глава региона Владимир Владимиров уже опроверг эти слухи.
«Курорты Кавказских Минеральных Вод – наша гордость и значимая часть экономики Ставрополья», – подчеркнул губернатор, добавив, что инфраструктура курортов все же нуждается в более глубокой модернизации, в инвестициях, которые невозможны без поддержки федцентра.
С Владимировым согласен и генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлёв: «Границы федеральных территорий – это пока слухи, а экономика – это штука, которая живет сейчас. Экономику развивать надо сейчас. По туристической отрасли пандемия ударила сильно, нужны дополнительные усилия для ее сохранения. И Владимиров сейчас действует правильно».
Впервые тема «отсоединения» Кавминвод поднималась еще в 2014г., тогда федеральные чиновники действительно рассматривали Пятигорск и Кисловодск как возможные центры нового федерального региона, говорит директор Центра политического анализа, политолог Павел Данилин: «Кавминводы – богатая часть Ставрополья, популярная часть. Но это составная часть края. И местные жители относились к такой инициативе совсем не так, как федеральные чиновники, которые продвигали концепцию отделения округа от региона. Поэтому идею не реализовали. Новая волна слухов – это попытка сдуть пыль со старой темы и повысить напряженность в регионе».
Эксперты обращают внимание, что повторная попытка актуализировать вопрос о Кавминводах через Telegram-каналы происходит в преддверии думских выборов: уже сформировались группы влияния, и аппаратная борьба набирает обороты. Очевидно, что политическим игрокам, которые стоят за продвижением этой темы в информационной повестке, по каким-то причинам выгодна ее раскрутка.
В том, что вопрос с Кавминводами – это вопрос желания и амбиций отдельных политических федеральных игроков (на этой территории находится много их резиденций), уверен и директор консалтингового агентства NPR Group, политконсультант Дмитрий Фетисов.
«Тему присвоения Кавминводам статуса федеральной территории продавливают оппоненты Владимирова среди федеральных фигур. При этом надо понимать, что такое действие стало возможным только благодаря поправкам к Конституции. Смена статуса не означает отделения округа от Ставрополья, но она значительно изменит экономические и политические расклады. Цели у игроков разные: кто-то хочет контролировать новый субъект, чтобы развивать там собственные экономические проекты, кто-то, возможно, искренне верит, что статус федеральной территории будет способствовать развитию городов-курортов, входящих в КМВ».
Заявляя, что реализация этого проекта приведет к улучшению качества жизни в Кавминводах, авторы вбросов могут добиться прямо противоположного эффекта, а именно крайне негативного отношения жителей Ставрополья к самой идее создания федеральной территории КМВ, уверен Павел Данилин. «Очевидно, что сейчас этого никто не хочет: мы уже видели такую попытку в НАО и Архангельской области, ничего хорошего не вышло. Можно только представить себе, какое жесточайшее недовольство будет на Ставрополье в случае попытки реализации этой идеи. Так что считаю это абсолютной инсинуацией. Реализовано это не будет», – говорит эксперт.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что подобные провокации не только усиливают антимосковские настроения в регионах, но и дискредитируют саму идею федеральных территорий, придавая ей политический окрас, чего федеральный центр явно не подразумевал при введении нового территориального формата.