«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».
Объединить северные порты страны железнодорожной магистралью «Белкомур» предложил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. На недавней пресс-конференции он заявил: «Белкомур» нужно завершать как минимум в трех крупных портах: Мурманске, Архангельске и Индиге. А я бы еще добавил туда Нарьян-Мар и, через Северный широтный ход, Сабетту».
Пока «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), железная дорога, которая по проекту пролегает из Соликамска через Сыктывкар в порт Архангельска, построена примерно наполовину – «на бумаге» остается путь от Соликамска (Пермский край) до Сыктывкара и от Вендиги (Коми) до архангельских Карпогор. Игорь Орлов, однако, заявил, что «три экспертные компании рассмотрели несколько вариантов развития транспортной системы от Соликамска до Архангельска» и признали строительство магистрали «Белкомур» высокоэффективным проектом».
Политолог, директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов отметил: «Развитие «Белкомура» является стратегическим для Архангельской области, потому что это принесет серьезные доходы в бюджет. Поэтому естественно, что реализация подобного проекта является ключевым приоритетом для Орлова, и он многое для этого делает. По сравнению с ситуацией, которая была еще несколько лет назад, проект значительно продвинулся. Другое дело, что пока у региона не хватает лоббистских возможностей для того, чтобы этот проект реализовать. И Орлов делает абсолютно правильно: он старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован. При этом Орлов и раньше говорил, что «Белкомур» нужен не для конкуренции с Мурманской областью, что он, наоборот, позволит в том числе развивать и мурманский порт. Ведь эту тему раньше Мурманск подавал как исключительно агрессию Архангельской области в отношении мурманского порта. На самом деле, вопрос «Белкомура» – это вопрос комплексного развития. И здесь нужно внимательно рассчитать всю экономическую и инвестиционную составляющую для реализации этого проекта», – поделился политолог своим мнением с «Клубом Регионов».
Перспективным «Белкомур» считает и кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин: «Этот проект, наверное, один из самых длительное время не реализующихся из самых перспективных проектов у нас в России. Проблема здесь заключается в том, что долгое время не было понятно, что будет являться конечной точкой этого маршрута, потому что арктические порты: и архангельский, и мурманский – они подключены прямой связью к железнодорожной сети ЦФО, а вот выход с Урала длительное время напрашивался. Но, с одной стороны, здесь уже есть конкурирующий проект – Северный широтный ход, который лоббируют представители Ямало-Ненецкого округа, который позволит связать Урал, Коми и северные приарктические порты, хотя и более окружным путем в отличие от «Белкомура». Здесь играет роль политический вес губернатора ЯНАО, но на самом деле связка [«Белкомура»] от Карпогор до Коми уже строилась, и там есть проект, и достроить там осталось совершенно незначительный участок».
В интервью «Клубу Регионов» эксперт предположил, что к «Белкомуру» вплотную приступят после завершения крупных инфраструктурных проектов первой волны – строительства моста через Керченский пролив и Северного широтного хода. «Это могло бы стать первостепенной задачей для того, чтобы не перегружать кировский объездной узел, который сейчас принимает грузопотоки с северных портов на Урал, и Вологду. Я уверен, что этот проект однозначно должен быть реализован», – подчеркнул Зюзин. Вместе с тем, комментируя предложение архангельского губернатора проложить «Белкомур» в том числе до Индиги, собеседник назвал это задачей не из легких из-за тяжелых условий строительства. «Подобные проекты в России реализовывались исключительно в привязке к освоению нефтегазовых месторождений», – обратил он внимание.
Оператором проекта «Белкомур» в настоящее время является ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур», основными акционерами которой являются Архангельская область, Коми и Пермский край. Как сообщил «Клубу Регионов» гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков, практически весь 2017г. проводились исследования проекта на макроэкономическом уровне с привлечением ведущих институтов России. «Работа была завершена к 1 декабря 2017г., и она показала, что с точки зрения макроэкономики аналогичного проекта в России просто не существует. Это оценки независимых экспертов, среди которых специалисты прежде всего Центра стратегических разработок Кудрина, Российской академии наук и так далее. Все они использовали разные методики, но когда итоги этих исследований положили рядом, то мы увидели, что выводы с точки зрения макроэкономической эффективности между собой близки. Я назову только несколько цифр. За время концессии при строительстве «Белкомура» и пока количество перевозимых грузов не выйдет на промышленный уровень, государство за первые 10 лет должно будет потратить на поддержку проекта 64,5 млрд руб. В дальнейшие 20 лет государство возвращает все эти 64 млрд и плюсом зарабатывает 180 млрд, а кроме того, получает еще и дорогу. С другой стороны, за время действия железной дороги налоги всех уровней в поле ее тяготения, начиная от муниципалитетов, заканчивая федеральным уровнем, составят 1,2 трлн руб.», – привел цифры Щёлоков. Он подчеркнул, что решающее слово в реализации этого проекта – за федеральным центром. «Мы отталкиваемся от того, что если в 2018г. на правительственном уровне рабочей группой по железнодорожному транспорту под руководством вице-премьера Дворковича будет принято решение поддержать этот проект, а правительство подтвердит, что этот проект в ближайшее время необходим государству, то к 2023г. по этой дороге поедут поезда», – пообещал гендиректор «Белкомура».
Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов отмечает, что для развития экономики арктической зоны «Белкомур» имеет большое значение. Но развитие северных территория, по его словам, должно идти комплексно, при этом «Белкомур» должен стать логичным продолжением Северного морского пути. Для комплексного развития северных территорий России, по словам Харитонова, необходим закон об Арктике, о котором сейчас «много разговоров», но «вплотную» к которому на федеральном уровне еще не подходили. «Интерес к развитию Арктики сегодня есть, тем более там обнаруживают запасы нефти и газа, там может быть свободный судоходный путь, да и таяние льдов подталкивает нас торопиться. Руководство страны понимает значимость арктической экономики, и если каждый регион будет со своей стороны подстегивать, то это тот случай, когда инициатива не всегда бывает наказуемой», – сказал парламентарий в интервью «Клубу Регионов».