Калужская область
11 февраля 2022

Отвечает на запрос населения: эксперты комментируют решение калужского губернатора Владислава Шапши выйти из программы переселения соотечественников

Калужская область первой из российских регионов выйдет из программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Об этом решении 11 февраля 2022г. объявил губернатор Владислав Шапша. Как стало известно «Клубу Регионов», он также направил письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина, в котором обосновал необходимость этой меры.

В обращении говорится, что за все годы действия программы в регион прибыли 90,5 тыс. человек, но если вначале большинство переселенцев составляли представители славянской национальности, то в последние годы «ситуация кардинально изменилась»: «К 2021г. доля переселенцев-славян снизилась до 17%, при этом доля этнических мусульман выросла до 65%». При этом уроженцы Средней Азии в большинстве не владеют русским языком, не стремятся к интеграции и используют программу для получения российского гражданства в упрощенном порядке. «При сохранении существующих тенденций за последующие девять лет гражданство в области получат не менее 90 тыс. этнических мусульман, что составит 9% населения региона», – продолжает Шапша. По его словам, это неизбежно приведет к возникновению анклавов, которых на территории Калужской области пока нет, и, как следствие, к обострению межнациональных конфликтов, распространению националистической идеологии и ухудшению отношений между представителями разных национальностей.

Также 11 февраля Шапша подписал постановление, которое запрещает привлекать по патентам иностранцев к работе в сфере торговли, общепита, пассажирских перевозок и кадровых агентств. На урегулирование вопроса с сотрудниками работодателям дано три месяца. Напомним, введение этих ограничивающих мер губернатор анонсировал ранее после приема жителей Обнинска, где проблема с мигрантами ощущается наиболее остро.

Эксперты положительно оценивают решение Шапши максимально закрыть возможности для проникновения мигрантов, не желающих интегрироваться в культурное и правовое пространство Калужской области.

Защита своих

Гендиректор Центра стратегического проектирования, социолог Виктор Потуремский видит в решении губернатора попытку защитить своих граждан. «Есть запрос со стороны населения, связанный с тем, что мигранты, особенно в условиях сложной экономики, начинают восприниматься как угроза рабочим местам, в том числе угроза культурная, – это те самые потенциальные 9% населения. Поэтому Шапша выступает с очень смелыми инициативами, и это достаточно серьезный уровень. Как будет развиваться ситуация, на самом деле очень интересно, потому что проблема мигрантов в Калужской области не уникальная, она касается большинства регионов», – сказал он.

Потуремский также обратил внимание, что ряд экспертов выступили с критикой решения Шапши, поскольку считают, что экономика не справится без мигрантов, которые являются пусть и неквалифицированной, но и недорогой рабочей силой. «Но я думаю, что Шапша – человек, явно обладающий компетенцией, опытом, хорошо знающий регион, и он не пошел бы на невзвешенные решения. Это точно не популистские решения», – поделился своим мнением собеседник «Клуба Регионов».

Член Общественной палаты Калужской области, руководитель калужского отделения Конгресса народов России Стефан Генич поддержал решение губернатора пойти дальше введения ограничений на работу мигрантов: «Необходимо серьезно ограничить возможности захода в гражданство без желания интегрироваться. Власти Калужской области, да и все граждане хотят видеть людей, которым небезразлично население, живущее на этой земле, история, язык. Губернатор своими заявлениями в Обнинске дал посыл представителям диаспор, что безнаказанности больше не будет, что, приезжая на Калужскую землю, в Россию, будет возможность работать только тем, кто готов принять наши законные требования. А всем работодателям губернатор подал сигнал, что контроль над ними будет строгий и они должны обеспечить не только заработок, но и социальную составляющую». Генич надеется, что сочетание этих мер позволит «получить людей, которые будут уважать народ и страну, которая дает им возможность зарабатывать».

Министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Олег Калугин сказал «Клубу Регионов», что решение Шапши «было хорошо продуманным, рассчитанным, и, что самое главное, оно основано на поддержке подавляющего большинства нашего общества». «Эти меры назрели и идут в унисон с мнением жителей Калужской области. В результате мы получим здоровый микроклимат в обществе, хотим убрать этнические диспропорции в некоторых населенных пунктах», – заявил Калугин и пояснил, что программа привлечения соотечественников хорошо работала с момента своего запуска в 2006г. до 2018г., давая возможность упрощенного получения гражданства соотечественникам, которые после распада СССР остались за рубежом. Затем тенденция резко поменялась, и всего за три года доля участников программы – выходцев из среднеазиатских государств выросла до озвученных выше 65%. «Конечно же, реализация этой программы уже не соответствовала той цели, ради которой она была принята. Именно поэтому губернатор принял решение о выходе из этой программы, с чем и обратился в правительство Российской Федерации», – добавил Калугин.

Дешево не значит выгодно

Генеральный директор компании «Политген» Ярослав Игнатовский обращает внимание, что наплыву мигрантов как раз способствует структура экономики Калужской области. К примеру, они составляют существенную часть работников предприятий, созданных инвесторами в индустриальном парке «Ворсино» в 6 км от Обнинска. «Мигранты работают в сферах, где их сложно заместить местными специалистами: это ЖКХ, стройка, производство, сельское хозяйство… Увеличение их числа связано, скорее всего, со стремлением работодателей сэкономить», – допустил он.

Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко обратил внимание, что мигранты являются дешевой рабочей силой только для конкретных работодателей, в то время как для регионального и муниципального бюджета они, напротив, обходятся дорого. «Я на днях общался с одним из мэров российских городов, и он мне объяснил: да, их работодатели платят, наверное, меньше, чем российским работникам. Но дальше что происходит? Они в рамках программы переселения соотечественников претендуют на российское гражданство. А приезжают они, как правило, уже многодетными семьями. То есть вокруг одного мигранта большое количество людей, которые создают социальную нагрузку на здравоохранение, на образовательную, на пенсионную систему, на социальную, муниципалитеты берут на себя обязательства по обучению их детей в школе», – рассуждает политолог.

Решение Шапши приостановить действие программы Минченко считает логичным и по другой причине: «Когда вы имеете небольшое количество мигрантов, которые не знают языка или знают его плохо, это один вопрос. Но когда начинают создаваться уже анклавы, существующие по своим законам, то мы видели, к чему это приводит на примере многих стран». Он отметил, что все экономически развитые регионы, а также нефтедобывающие центры становятся точкам притяжения мигрантов. «Хорошо, что Шапша стал голосом губернаторов, потому что он, уверяю вас, не единственный, кого волнует эта проблема», – добавил Минченко.

Кстати, с языковой проблемой Шапша борется отдельно. 11 февраля 2022г. он разместил в соцсетях видео посещения многофункционального миграционного центра в Боровском районе, где попытался побеседовать с одним из его посетителей – выходцем из Средней Азии. Несмотря на наличие у того сертификата о знании языка, диалога не получилось: все, что удалось выяснить Шапше, – это то, что мужчина купил сертификат за 5 тыс. руб. «Принял решение. С сегодняшнего дня все документы от мигрантов, которые по факту не знают нашего языка, но предоставляют липовые сертификаты, будут направляться миграционным центром в органы внутренних дел для проверки», – объявил после этого губернатор.

Слово и дело

Депутат Госдумы, политолог Олег Матвейчев полагает, что запрет на натурализацию сограждан по СССР в отдельно взятой Калужской области целесообразен как временная мера. Шапша проявит правильный государственный подход, если в период ее действия власть произведет «тонкую настройку» для фильтрации приезжих, а также создаст центры для адаптации мигрантов, считает эксперт. «Не надо забывать, что в России критическая, чудовищная ситуация с рождаемостью. Нам в любом случае надо заниматься переселением, потому что программы стимулирования рождаемости работают медленно. Но понятно, что лучше бы это были мигранты, которым требуется меньше времени на адаптацию», – подчеркнул Матвейчев.

Ярослав Игнатовский также считает необходимым провести комплексный анализ, связанный не только с приездом конкретных людей в регион, но и вообще со структурой экономики Калужской области. «Когда Шапша говорит, что вместо соотечественников приезжают мигранты, получается, он указывает, что программа неэффективна сама по себе. Мне кажется, что нужно проводить более взвешенный отбор. Если мы говорим об этнических русских, это одно. Если мы говорим об узбеках, киргизах, казахах, это другое. Можно проводить отбор еще при въезде этих людей из-за границы, но региональные власти тоже могут в этом участвовать, проводя программы по ознакомлению с русским языком, традициями и культурой регионов, в которые приезжают эти люди», – сказал политконсультант.

Версия для печати