Московская область
3 февраля 2017

Представители национальных общин России встревожены законом Воробьёва о такси

Мигранты, которые сегодня на личных машинах работают таксистами в Подмосковье, после принятия так называемого закона о белых такси уйдут на черный рынок, уверены опрошенные «Клубом Регионов» эксперты. При этом сами таксисты убеждены, что справиться с огромными финансовыми тратами по перекраске машин смогут только крупные компании, приход которых на подмосковный рынок неизбежно приведет к увеличению доли наемных таксистов-гастарбайтеров.

Таксисты Подмосковья намерены продолжить акции протеста против принятого Мособлдумой законопроекта, предусматривающего перекраску всех такси в белый цвет.

Уже на 6 февраля перед домом правительства Подмосковья в Красногорске запланирован пикет на 500 человек. Заявку на него подал председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов. Об этом он сам сообщил «Клубу Регионов». Также, по его словам, другая организация таксистов, «Стопнелегал», намерена провести пикет в Химках. «Уже на митинг с применением звуковых средств подана заявка на 16 февраля в городе Ногинске перед зданием мэрии. Это уже третья общественная организация инициирует. И, насколько я знаю, должны подать заявки на проведение митингов в городах Подольск и Мытищи. По числам не скажу. Пока решается вопрос о дате, ориентировочно это 16–18 февраля. Позднее планируется митинг и в Москве», – рассказал Амосов о планах таксистов, недовольных обременительным и непродуманным решением властей.

Одновременно Ассоциация подмосковных таксистов опубликовала на сайте change.org петицию на имя губернатора Андрея Воробьёва, в которой у него требуют вмешаться в ситуацию. «Данный закон не обсуждался и был принят без учета мнения участников рынка таксомоторных перевозок. В текущих условиях было бы целесообразно или вообще не вводить цвет легкового такси, или разработать и принять программу развития такси с учетом интересов всех участников рынка такси – так, например, правительство Москвы после введения единого желтого цвета такси уже на протяжении трех лет субсидирует расходы бизнеса на оклейку автомобилей желтой пленкой», – отмечают авторы петиции. На момент публикации этого материала петиция набрала более 400 подписей.

Власти Подмосковья свою инициативу объясняют намерениями отрегулировать рынок, максимально отстранить от него нелегалов: якобы белый цвет машины должен сообщать пассажиру, что его обслуживает зарегистрированное такси, а его водитель имеет лицензию. Однако Олег Амосов, как и другие опрошенные эксперты, утверждает, что в нынешнем виде законопроект только усугубит ситуацию с таксистами-нелегалами. «В Московской области уже 50% сняли шашки с крыш и сняли все опознавательные знаки такси. Они уже ушли в тень. Как только губернатор подпишет этот закон, еще больше сразу уйдут в тень. Потому что рычагов контроля в этом законе не прописано. Там прописан только белый цвет», – заявил Амосов. При этом он согласен, что усилить контроль в сфере таксомоторных перевозок необходимо, но делать это нужно после консультаций с профессиональным сообществом, которое видит проблемы и знает пути их решения, «а не в бирюльки играться – белый цвет вводить».

Амосов обратил внимание и на другое важное обстоятельство: «В Москве рынок такси на 50–60% захватили мигранты. Они вытесняют коренное население, и профессиональные таксисты в большей массе своей ушли из этой сферы. Приход мигрантов и гастарбайтеров – это проблема. Страдает в том числе безопасность пассажиров, страдает качество самой услуги. То же самое сейчас будет происходить в Подмосковье. Что произошло, когда ввели желтый цвет в Москве и когда пошли мигранты? Это в том числе приход в Московскую область большого бизнеса. Проще говоря, в Московскую область начнет заходить большое количество автомобилей, которые будут отдавать в аренду. Кому их будут отдавать? Мы понимаем, что возникнет масса гастарбайтеров. Значит, создаются условия для гастарбайтеров, чтобы они могли зайти. А у областного правительства и думы нет понимания, к чему это может привести. А мы видим и понимаем».

Специалисты, работающие в сфере защиты прав мигрантов, смотрят на проблему белых такси с другой стороны.

Эксперт интеграционного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева не исключает, что после принятия закона о белых такси в тень уйдут не только водители с российской пропиской, но и мигранты: «Любому частнику в Подмосковье зачем нужны эти совершенно странные траты? Одно дело, если человек ставит себе всякие маячки, которые подтверждают, что его машина – это такси. Таким образом он входит в рамки: он платит государству налоги и несет ответственность за свои действия. А вот такими необдуманными решениями по перекраске такси мы расплодим нелегалов не только среди мигрантов, но и среди россиян, работающих на этом рынке». «Нелегальный путь самый удобный, когда [власти] принимают решения, которые трудно объяснить с логической точки зрения. Видимо, какие-то фирмы, которые занимаются покраской автомобилей, в данном случае пролоббировали такое решение, чтобы иметь дополнительный капитал. Людской ресурс не принимается во внимание вообще», – рассуждает эксперт. Она добавила: «Я понимаю, в России две беды – дороги и дураки. К сожалению, дураков очень много. Я бы нашла автора этого законопроекта и спросила бы у него: «За что?».

Джураева отмечает, что сегодня и внешние, и внутренние мигранты, которые приезжают в центральную Россию на заработки, воспринимаются как «кошельки» и оцениваются с позиции, «сколько еще у них можно вытащить». При этом Подмосковье, подчеркнула эксперт, очень сильно выделяется на этом фоне. «Когда были созданы миграционные центры [где начали продавать патенты на работу], то Москва задала очень щадящие условия для мигрантов, чтобы как можно больше людей перешли в легальное поле, чтобы они стали прозрачными для государства, платили налоги и несли ответственность за свою прозрачность. Там патент стоил около 17 тыс. руб. А Подмосковье оказалось для мигрантов дороже – там патент стоил порядка 24 тыс. руб.», – привела пример Джураева. Таким образом, власти Московской области практически не создают условий для интеграции мигрантов в российское правовое поле, очередным своим решением выталкивая их на нелегальный рынок.

Юрист Центра содействия защиты прав мигрантов «Правозащитник» Аделаида Никифорова отметила, что немалый процент мигрантов, задействованных в сфере частных пассажирских перевозок, работает на личных машинах с иностранными номерами, соответственно, зарегистрированных на их родине. Таким образом, для них перекраска машины будет затруднительна не только с материальной точки зрения: изменения цвета кузова необходимо будет отразить в документах на автомобиль, менять которые придется по месту регистрации транспортного средства, то есть за рубежом. Для таких водителей самым простым решением проблемы станет уход в тень.

С другой стороны, сегодня в московском регионе таксует большое количество мигрантов, которые почти не знают русского языка, но бороться с такими перевозчиками новый закон вряд ли поможет. «Такому человеку ни один работодатель не даст работу. Соответственно, они и так работают «в черную» и они никогда не перекрасят свою машину», – добавила Никифорова.

Правозащитник, президент Межрегионального Узбекского землячества «Ватандош» Усман Баратов в разговоре с «Клубом Регионов» сообщил: «Где-то около 40% водителей такси – это иностранные граждане». «А мы знаем, что огромное количество жителей Подмосковья работает в Москве – они утром на такси туда уезжают, а вечером приезжают. И им без такси будет очень тяжело. И если иностранные граждане, которые сейчас работают таксистами, в одночасье потеряют возможность работать на этом рынке, это может привести к какому-то хоть и временному, но коллапсу», – допускает эксперт. Он, однако, не отрицает, что часть иностранцев, у которых есть финансовая возможность, будут работать в рамках закона и перекрасят машину. «Но у кого нет возможности это сделать, они уйдут в подполье», – уверен Баратов.

Губернатор Андрей Воробьёв спорный законопроект еще не подписал, хотя документ был принят еще 19 января. Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов, комментируя данное обстоятельство, заявил: «Обычно он [Воробьёв] законы за два дня подписывает. А здесь почему медлит? Видимо, в данный момент аналитики при губернаторе исследуют, что они тем самым введет, какое регулирование в части такси вводит белый цвет? Никакого. Они думают, а будет ли хуже? А мы понимаем, что будет только хуже», – отметил Амосов.

Политолог Сергей Старовойтов в интервью «Клубу Регионов» сказал, что ситуация вокруг подмосковного такси становится для губернатора Воробьёва тестом на политическую зрелость: «В общем, зреет большой конфликт. Сейчас надо очень внимательно наблюдать, как губернатор Воробьёв справится с этим вызовом. Хватит ли у него опыта разрешить конфликт, созданный то ли по глупости, то ли по злому умыслу подмосковными депутатами? Но то, как он пройдет эту ситуацию, расскажет о нём многое и, не исключено, определит его дальнейшие политические перспективы. И здесь можно предположить, что, так как кризис выглядит абсолютно инспирированным, рукотворным, губернатора Воробьёва то ли тестируют, то ли умело подставляют». 

Версия для печати