Орловская область
9 января 2017

Журналист: меня уволили после негативного комментария о Потомском

После данного «Клубу Регионов» комментария о конфликте губернатора Орловской области Вадима Потомского с местными независимыми журналистами заместитель гендиректора «ГУП Орловский издательский дом» Владимир Панфилов лишился должности. По его словам, именно такими словами объяснил сокращение его должности гендиректор Алексей Усталов. Сам Усталов эту информацию опроверг. Отрицают гонения журналистов по политическим причинам и в пресс-службе обладминистрации.

Известного журналиста Владимира Панфилова уволили с должности заместителя директора «ГУП Орловский издательский дом» после комментария, который он 26 декабря 2016г. дал «Клубу Регионов». В этом материале были собраны мнения экспертов о взаимоотношениях губернатора Вадима Потомского и местного журналистского сообщества. Ознакомиться с материалом и комментарием Панфилова можно по ссылке.

О своем увольнении Владимир Панфилов сам рассказал «Клубу Регионов»: «30 декабря, в последний рабочий день, мне сказал мой генеральный [директор] Усталов Алексей, что позвонил руководитель администрации губернатора Вадим Соколов и сказал срочно сократить ставку. Для меня скоропостижно подготовили такое уведомление, я его подписал».

Бороться за восстановление в должности в суде Панфилов не собирается. «С юридической точки зрения здесь всё чисто, генеральный директор имеет право сокращать ставку», – сказал журналист. При этом он добавил, что в частных беседах с ним представители прогубернаторских СМИ заявляют, что он «сам виноват и надо было думать [что говоришь]». «Но эти же журналисты всё равно говорят, что понимают, что меня уволили за выражение собственного мнения. Просто, понимаете, у нас ситуация уже за гранью: то мы «чепушилы» [характеристика Потомского журналистов], то мы сами у себя тиражи воруем, то мы «шакалы с фотоаппаратами» [так Потомский назвал блогеров]. И чем дальше – тем больше губернатор идет на конфликт со СМИ, из-за этого получает еще больше [негативных материалов о себе], но он всё равно не останавливается, он надеется, что что-то произойдет, и все вдруг испугаются, но такого здесь уже не произойдет».

«Клуб Регионов» обратился за комментариями в управление по связям с общественностью и аналитической работе департамента внутренней политики Орловской области. Его руководитель Сергей Тюрин на вопрос, может ли он подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Панфилов был уволен из-за своих высказываний, первым делом заявил: «Это всё [сокращения] в первую очередь входит в прерогативу директора издательского дома. Я никаких поручений директору не давал, и, собственно говоря, мне трудно это делать, потому что Орловский издательский дом – это государственное унитарное предприятие, и Алексей Усталов имеет контакты с Потомским не хуже, и я бы сказал, лучше, чем я». На прямой вопрос, кто мог отдать Усталову распоряжение уволить оппозиционного подчиненного, Тюрин ответил, что это «правительство области». «Но мне очень трудно додумывать, кто тут мог ему позвонить. Лучше вам об этом расскажет Усталов, потому что я тут со свечкой не стоял», – добавил руководитель пресс-службы.

Директор Орловского издательского дома Алексей Усталов заявление Панфилова назвал «неправдой». «Так как было принято решение о сокращении штата, то было принято решение о сокращении должности зама генерального директора. Здесь никаких указаний мне никто не давал, – сообщил он. При этом, по словам Усталова, Панфилов является единственным сокращенным замом: «Есть финансовый директор, есть зам генерального по АХЧ, есть главный редактор [газеты «Орловская правда»], есть главный редактор сайта. То есть эта должность [Панфилова] была сокращена наименьшей кровью, чтобы не терять процесс». Гендиректор пояснил, что Панфилов занимался тем, то «крайне редко» замещал его самого на время отсутствия, «немножко курировал» региональную прессу и «немножко занимался» реализацией коммерческих услуг.

О сокращении штатов в Орловском издательском доме в беседе с «Клубом Регионов» говорил и Тюрин. Он объяснил это урезанием  бюджета ГУПа, уменьшением на четверть трат областного бюджета на СМИ, а также переходом районных газет на самостоятельную верстку (раньше их верстали в ОИД). «Издательский дом пошел на сокращение штатов, то есть выплачивает все необходимые им средства, и тут, наверное, Володя Панфилов попадает под эту же историю», – сказал Тюрин.

«Это увольнение не имеет отношения ни к какой экономике Орловского издательского дома, – заявил Панфилов. – Потому что Орловский издательский дом мало интересует областную администрацию. У нас вот крыша уже три года течет, четвертый и третий этажи уже пролило, но за свое имущество [власти] совсем не переживают. А тут вдруг типа обеспокоились экономикой. Я думаю, что это сокращение – это чистой воды нарушение конституционного права на свободу слова, выражение мнения и препятствование журналистской деятельности. Это всё та же история с кражей тиража газеты «Красная строка». Я не мог промолчать, потому что считаю, что это преступление, и, как это ни пафосно звучит, высказал свою гражданскую позицию».

Однопартиец Потомского, член президиума и секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин не стал комментировать ситуацию, в которую может быть замешан губернатор. «Я Вадима Владимировича хорошо знаю. Глубоко в ситуацию в регионе я не погружался, но я знаю Потомского давно, он достаточно коммуникабельный человек, открытый к общению с людьми и прессой. Я не знаю ситуации, но для меня достаточно удивительно [слышать о противостоянии губернатора и журналистов], потому что Потомский всегда с удовольствием комментировал, и у него был достаточно толковый пресс-секретарь, когда он работал депутатом Госдумы», – сообщил Афонин.

Владимир Панфилов в интервью «Клубу Регионов» также рассказал, что журналистское сообщество Орловской области, особенно независимое, очень боится потерять господина Потомского: «Потому что такого ньюсмейкера днем с огнем не найдешь. Нам здесь не нужно мучиться над информационными поводами, он их дает такие, что даже комментировать ничего не надо – просто ставь его прямую речь. Такое счастье вряд ли еще будет. Он, конечно, вызывает возмущение, но вплоть до веселья. Его «шакалы с фотоаппаратами» стали хорошим мемом, а «чепушилы» – это сейчас такое приветствие хорошему журналисту».

Версия для печати