Политтехнолог Алёна Август:  электронные сервисы по приему обращений граждан эффективны, если губернатор способен на корреляцию
22 мая 2017

Александр Пахолков: Выборы пермского губернатора – кукольный спектакль

Подставные кандидаты, жалкая явка и очень слабый главный участник, врио губернатора Максим Решетников, – так в беседе с «Клубом Регионов» охарактеризовал кампанию в Пермском крае политтехнолог, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп» Александр Пахолков.

«Муниципальный фильтр в Пермском крае достаточно жесткий [6%], и дело даже не количестве процентов, а в том, что его нужно собрать с двух третей муниципалитетов. И вот это абсолютно невозможно ни одной партии сделать, за исключением, может быть, «Единой России», которая, по сути, не партия, а структура в администрации президента, так или иначе отвечающая за проведение выборов. Вот у нас товарища Клепцина определили [в качестве спарринг-партнера для врио губернатора Максима Решетника на время праймериз ЕР], но это было решение не партии, это решение Куйбышева,14, – это адрес администрации губернатора Пермского края.

Ни один кандидат в Пермском крае не может выдвинуться без согласования с властью. Ну, вот у нас товарищ Окунев заявился, сказал, что готов [участвовать в выборах губернатора]. Куда-то он ездил, может быть, даже какие-то начальные авансы получал, но, по всей видимости, не получилось. Товарищ Хараськин, который работал в аппарате главного федерального инспектора, который, казалось бы, плоть от плоти и так далее, и он тоже обозначал, что готов идти на выборы.

Понимаете, это система с подставными кандидатами. Дело в том, что Максим Геннадьевич [Решетников] – кандидат достаточно слабый. У него, во-первых, низкие узнаваемость и рейтинг. Во-вторых, несмотря на то, что он постоянно говорит о том, как он хочет стать губернатором Пермского края, возникает вопрос: человеку, который в Москве руководил департаментом, бюджет которого был в разы больше, чем весь бюджет Пермского края, зачем ему это надо? И это видно. Вот в прошлом году у нас были выборы законодательного собрания и Госдумы, и были достаточно яркие праймериз в заксобрание. Были люди, которые праймериз проиграли, например, вице-спикер Ширяева. То есть эта площадка могла бы использоваться для раскрутки кандидата в губернаторы, для того, чтобы поднять его узнаваемость, вбросить какие-то темы. И я как политтехнолог вижу, что есть способ раскрутиться, но они его не используют.

Зачем им это? Раскручиваться не надо. А почему раскручиваться не надо? Потому что официальная мотивировка такова, что праймериз проходят по закрытой модели. Так вот, у нас и выборы будут проходить по закрытой модели. Я вам могу назвать исчерпывающие критерии, которым должны соответствовать кандидаты, чтобы их взяли на выборы: отсутствие амбиций и желания стать губернатором и отсутствие сколько-нибудь значимых узнаваемости или рейтинга. Так что выборы – это абсолютно управляемый, кукольный спектакль.

И тут я хочу обратить внимание, что когда прошли все эти манифестации 26 марта, во многих источниках вышла сравнительная таблица явки на выборах в Госдуму и активности на митингах. Так вот, Пермь в этой таблице заняла шестое место из всех городов. То есть явка у нас была одна из низких – 35%, и то ее, понятное дело, натянули, а количество участников митингов превысило 2 тыс. человек. Таким образом, аналитики давно уже вывели определенную закономерность: если у вас выборы не настоящие, а кукольные, если у вас все кандидаты подсадные, то люди не идут на эти выборы – зачем им участвовать в постановках, зачем легитимизировать власть, если ей положить на всех? Но как только возникают какие-то манифестации, протесты и так далее, люди очень быстро становятся легки на подъем, потому что они понимают, что легальными методами участия в политической жизни власть не изменить, а вот на демонстрацию прийти можно.

Так что сейчас в Пермском крае, по всей видимости, будет точно так же: явка будет жалкая, понятно, меньше 35%, а Пермский край ворвется в число (а он и сейчас уже) наиболее протестных регионов. Вот к чему толкают архитекторы решетниковской избирательной кампании».

Версия для печати
Пермский край
политтехнолог

Политтехнолог, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»