t.me/politforum
Учительница из Уфы:  у учащихся не остается выбора, изучать или нет башкирский язык
22 октября 2019

Эксперт: концессия теплосетей Саратова может привести к резкому росту тарифов

Фото: открытые интернет-источники

Передача в концессию теплосетей Саратова беспокоит жителей. Горожане боятся, что даже временная смена собственника повлечет рост тарифа на отопление. Депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова считает, что опасения граждан оправданы. Депутат Госдумы Павел Качкаев утверждает, что рост тарифа будет в пределах допустимого, а успех и эффективная реализация концессии полностью зависят от позиции губернатора Валерия Радаева. Член ОП РФ Светлана Разворотнева призывает власти выносить условия договора на публичное обсуждение, чтобы избежать недовольства населения.

Жители Саратова беспокоятся, что концессионное соглашение о передаче городских теплосетей, которое планирует региональное правительство заключить с компанией «Т Плюс», повлечет рост платы за отопление.

В соответствии с проектом соглашения, централизованные системы теплоснабжения и горячего водоснабжения будут переданы концессионеру до конца года на срок до 31 декабря 2043г. Концессионная плата по соглашению не предусмотрена.

По результатам соглашения для жителей 27 домов тариф на услугу теплоснабжения может вырасти на 7,6%, сообщили в мэрии. Речь идет о домах, которые обслуживают объекты МУП «Саратовский коммунальный комплекс» – три котельные в поселке Увек, одна котельная в поселке Солнечный и три теплотрассы длиной 3,9 км.

В мэрии также уточнили, что по закону предельные индексы могут быть увеличены только по решению губернатора Валерия Радаева и максимум до 4%. Отметим, сейчас проект концессионного соглашения направлен на согласование в министерство строительства и ЖКХ региона. После чего его рассмотрят областные комитет по тарифам, Минэкономразвития и Минфин.

Как пояснил зампред комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, механизм концессии применяется во многих регионах и показывает себя по-разному. «В любом случае, такие соглашения законодательно регулируются, и если на государственном уровне рост тарифа запланирован в размере 4%, то выше он не может быть. Все зависит от пожелания губернатора и депутатов. Тем, кто заинтересован в эффективности подобных инструментов, нужно внимательно смотреть условия соглашения, обозначать спорные пункты».

Первый зампред комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОП РФ, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева рассказывает об опыте реализации механизма концессии в разных субъектах РФ: «Во всех регионах есть проблемы с коммунальной инфраструктурой, в отдельных муниципалитетах ее износ достигает 80%. И, чтобы довести ее хотя бы до уровня нормативной, не говоря уже о какой-то энергоэффективности, нужны просто триллионы рублей. Естественно, в бюджете этих денег нет, и без участия частного бизнеса сделать это невозможно. Во всем мире частный капитал так используется, но при этом проекты делаются и с участием бюджетных денег, примерно 40/60».

По словам эксперта, вопрос еще и в том, что именно уходит в концессию. «Есть сферы, в которые концессионеры идут охотно, – это теплоснабжение в больших городах: есть реальная выручка и сроки окупаемости понятны. А есть те, куда концессионеры не придут никогда, например водоснабжение в малых городах, где окупаемость 100 лет. В Саратове конкретно сфера теплоснабжения – это достаточно перспективное направление для инвесторов. Здесь вопрос в том, как будет сформулировано это концессионное соглашение. Не всегда власти грамотно его прописывают. Иногда откладывается период вложений со стороны концессионера на несколько лет, не очень понятная экономия и так далее. Думаю, что в Саратове условия этого соглашения должны быть вынесены на общественное обсуждение, чтобы всем все было понятно», – говорит Разворотнева.

Жители Саратова не верят обещаниям главы региона и концессионера, что тариф оставят прежним либо вынесут решение о его повышении на общественное обсуждение.

По словам первого секретаря Саратовского обкома КПРФ, депутата Госдумы Ольги Алимовой, в этой ситуации горожане опасаются совершенно не напрасно. «Может произойти то же самое, что и с концессией горводоканала. Все те, кто приходит в Саратов взять в собственность любые сети, будь то отопление или водоснабжение, преследуют одну цель – извлечение максимальной прибыли. При этом городские и региональные власти хотят максимально быстро «спихнуть» с себя то, что из-за дефицита бюджета вызывает у них огромные трудности в реализации. А горожане прекрасно понимают, что они здесь не главные и нормального предоставления услуг им не видать, потому что сети ужасно изношены, никто годами ими не занимался», – говорит Алимова.

По ее словам, когда власть будет заключать договор, то там «наверняка не пропишут (как с горводоканалом) промежуточные сроки проверки». «И депутатов в этом вопросе слушать не будут, особенно тех, кто в меньшинстве. Сдадут на 25 лет, и нет, чтобы проверить через три или пять лет, соблюдаются ли условия договора, сколько вложила в новые сети эта организация, что изменилось и т.д. Сейчас получается, что они начнут собирать деньги с жителей, а через 10 лет исчезнут, не отремонтировав ни одного километра трассы. Потому что нет внимательного отношения местной власти к подобным договорам, когда они просто «сбагривают» свою проблему каким-то лицам», – уверена депутат.

Ольга Алимова также отмечает, что в истории с концессией может «присутствовать заинтересованность» со стороны родственников губернатора. «Всем известно, что один из них стал регоператором по обращению с ТКО. Там тоже была сиюминутная выгода, а пострадала вся область», – комментирует Алимова.

Добавим, подобная история была при передаче в концессию коммунальных сетей Нижневартовска (ХМАО). Несмотря на предельный индекс изменения коммунальных тарифов на уровне 4%, правительство региона для пяти муниципалитетов округа утвердило индексы уровня роста платы за коммунальные услуги выше предельно разрешенного, рост составил от 11 до 18%. Превышения были обоснованы предстоящими концессионными соглашениями по передаче коммунальных объектов под управление частному бизнесу. Жители населенных пунктов не раз выходили на митинги, в том числе с требованием отставки губернатора ХМАО Натальи Комаровой, и даже пытались устроить референдум.

Версия для печати
Эксперты: губернатор Текслер является примером для глав муниципалитетов по работе с населением
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер потребовал от глав муниципалитетов наладить прямой диалог с жителями, используя разные форматы общения, в том числе соцсети. «Диалог с людьми для руководителя любого уровня – это неотъемлемая часть должностных обязанностей. Требую неформально подойти к работе с обращениями граждан», – сказал глава региона. Политологи подчеркнули актуальность задачи, поставленной Текслером перед муниципалами. По их словам, его требования соответствуют задачам, озвученным руководством страны, по выстраиванию прямого диалога властей с населением. Эксперты также отмечают, что сам Текслер является примером для местных глав в плане общения с населением и работы в соцсетях.