1 июня 2016

Принципиальные отличия праймериз: губернаторских и депутатских

Наблюдатели отмечают, что губернаторские праймериз «Единой России», в отличие от депутатских, проходят практически бесконкурентно. По их словам, действующим главам регионов подбирают исключительно технических соперников. Политологи отмечают, что отсутствие конкуренции на губернаторских праймериз объясняется значимостью этого поста. «Губернатором в подавляющем большинстве регионов сидит человек, который является консенсусной фигурой для всей местной элиты», – считает политолог Дмитрий Журавлёв.

В отличие от праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в Госдуму и региональные парламенты, предварительное голосование по выборам губернаторов проходит менее конкурентно. Действующие и.о. глав регионов получают в соперники технических кандидатов и предсказуемо пользуются очень высокой поддержкой.

Так в Забайкальском крае и.о. губернатора Наталья Жданова получила 75% голосов на праймериз. В Коми с большим отрывом предварительное голосование выиграл и.о. главы республики Сергей Гапликов. В Ульяновской и Тверской областях и.о. губернаторов Сергею Морозову и Игорю Рудене, по словам наблюдателей, на праймериз будут противостоять откровенно слабые соперники.

Политобозреватель Геннадий Климов объясняет это тем, что в полномочия региональных отделений «Единой России» не входит создание конкуренции на губернаторских праймериз: «Никакой конкуренции на праймериз по отбору кандидатов в губернаторы Тверской области нет. Соперники Рудени – это совершенно технические фигуры. Губернатор – это креатура отдела по внутренней политике Кремля, и местные элиты имеют самое отдаленное отношение к вопросу кандидатуры губернатора. Всё решается на уровне Москвы. А здесь праймериз – это часть избирательной кампании. Это делается для создания некоего информационного поля, и, конечно, никакой конкуренции нет».

Президент Забайкальской гильдии политологов и социологов Дмитрий Крылов отметил, что при определении участников губернаторских праймериз также нужно учитывать региональную специфику и дальнейшее построение отношений с Москвой: «Я думаю, что отсутствие конкуренции на губернаторских праймериз объясняется той установкой, что всё решает Москва. И эта установка предопределяет ситуацию с губернаторскими праймериз. Вряд ли кто-то будет самостоятельно идти на праймериз и бороться, потому что в итоге всё равно придется выстраивать отношения с Москвой. А отношения с федеральным центром – это одна из ключевых позиций. Особенно если речь идет о депрессивных регионах».

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв подчеркнул: между депутатскими и губернаторскими праймериз существует принципиальная разница: «Отличие именно в том, что власть губернатора несоизмеримо выше власти депутата. И обычно губернатором в подавляющем большинстве регионов сидит человек, который является консенсусной фигурой для всей местной элиты. Его могут не все любить, но этот лучше, чем кто-то другой. И если праймериз на депутата – это борьба за кандидатство в парламент, то праймериз на губернатора – это реализация некой формальной процедуры. Потому что реально второй кандидат в губернаторы появляется только там, где есть раскол элит. Губернатор – это становой хребет будущих парламентских выборов. И еще с ними выяснять отношения сейчас будет неразумно».

Напомним, что прямые выборы губернаторов 18 сентября пройдут в семи регионах. Еще в двух субъектах глав будут выбирать местные парламенты из кандидатов, предложенных президентом.

Версия для печати