t.me/politforum
Аналитик:  ЕР становится не просто сообществом элит, а партией в полном смысле этого слова – машиной, заточенной под выборные технологии
29 ноября 2019

Экономист Климанов поддержал намерение Минфина наказывать регионы за отсутствие бюджетной дисциплины

Фото: zsperm.ru

Губернаторов высокодотационных регионов Минфин предлагает привлекать к дисциплинарной ответственности за сильную зависимость от федерального бюджета и отсутствие результатов по наращиванию собственных доходов. Экономист Владимир Климанов отмечает, что список высокодотационных регионов в последние годы достаточно устойчив, но никаких серьезных мер по изменению ситуации ни федеральный центр, ни сами регионы не предпринимали. «Я в целом выступаю за то, чтобы правила игры предусматривали достаточно жесткие меры к регионам, бюджет которых формируется за счет федеральных средств», – поддерживает планы Минфина эксперт.

Минфин РФ собирается стимулировать губернаторов самых дотационных регионов к более активной работе по снижению финансовой зависимости от федерального центра. В ведомстве разработали новые требования к заключению соглашений между регионами и правительством РФ по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов. Согласно новым правилам, регионы, в которых не растет собственная доходная база и в бюджетах которых доля федеральных дотаций на протяжении двух из трех отчетных финансовых лет превышает 40%, в 2021г. могут получить меньше средств из федерального бюджета, а их губернаторов привлекут к дисциплинарной ответственности.

В список регионов, которых могут коснуться новые требования, входят Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Республика Алтай, Камчатка, Бурятия, Карелия, Тува, Крым и Севастополь.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов считает справедливым желание Минфина добиться от регионов выполнения финансовой дисциплины. Он обратил внимание, что список высокодотационных регионов в последние годы достаточно устойчив, и, с одной стороны, это говорит о том, что есть какие-то объективные факторы, которые на это влияют, с другой стороны, вполне логично, что федеральный центр заинтересован в снижении их зависимости от государственной казны.

Впрочем, долгое время ситуация никак не менялась. Как сообщил Климанов, ранее заключения Счетной палаты, которые касались проверок высокодотационных регионов, «традиционно заканчивались тем, что, несмотря на наличие соглашений и усилий, которые предпринимаются со стороны федеральных властей и регионов, каких-либо мер, способствующих тому, чтобы ситуация выходила на новый уровень, не предпринималось». Поэтому летом 2019г. в Бюджетный кодекс были внесены поправки, которые позволяют принимать меры бюджетного принуждения к таким регионам. «И очевидно, что Минфин или правительство в целом не могут остаться в стороне, не переложив требования законодательства на конкретную нормативно-правовую базу», – рассуждает экономист. «Так же очевидно, что этих мер будет недостаточно, но неприменение этих мер оставит ситуацию нерешенной или даже усугубит ее, – продолжает Климанов. – Я в целом выступаю за то, чтобы правила игры предусматривали достаточно жесткие меры к регионам, бюджет которых формируется за счет федеральных средств. Я вхожу в число тех экспертов, которые считают, что дифференциацию бюджетной политики по отношению к разным регионам нужно увеличить, то есть давать больше бюджетных прав и полномочий тем регионам, у которых высокая финансовая дисциплина и которые обладают достаточными финансовыми ресурсами, и ограничивать в бюджетных правах регионы, которые мало того что являются высокодотационными, так еще и не выполняют требования по качеству финансового управления».

Вместе с тем Климанов признает, что каждый из высокозависимых от федерального центра регионов имеет для этого массу субъективных и объективных причин. «Выяснение совокупности этих факторов и формулирование правильных выводов на их основе – это и есть задача, которую должно выполнять министерство финансов. Я против того, чтобы вводить ручные методы управления, потому что правила игры должны быть понятны для всех, но тем не менее при принятии каких-то жестких мер нужно считаться с неблагоприятными факторами, которые не являются управляемыми со стороны региональных органов исполнительной власти. Меры могут быть разными в, казалось бы, одних и тех же ситуациях. И мы это видели, когда в последние годы Минфин проводил достаточно жесткую политику в части недопущения роста регионального долга, который резко возрос в 2013–2015гг. Минфину удалось, используя разные инструменты, вплоть до введения расширенного казначейского управления региональными бюджетами по отношению к Костромской области и Хакасии, добиться нужного эффекта», – резюмировал эксперт РАНХиГС.

Версия для печати