Россель:  у нас уже было так. Был закон, где губернаторы и председатели облдум были членами СФ
13 января 2017

Естественный отбор

В ходе укрупнения регионов выживут сильнейшие губернаторы

Фото: Asia Russia Daily

Новая волна слияний и поглощений затронет от четырех до 20 субъектов РФ, среди которых обе столицы и ряд дотационных территорий. Процесс оптимизации расходов на управленческий аппарат будет сопровождаться кадровой бойней: у слабых губернаторов почва буквально уйдет из-под ног.

Первая часть сакраментальной фразы Дмитрия Медведева «Денег нет...» предельно лаконично характеризует положение дел в экономике, как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом вторую часть реплики премьера некоторые комментаторы считают единственным рецептом, прописанным населению и руководителям на местах. Разумеется, подобные оценки нельзя назвать объективными.

На самом деле федеральный центр предусмотрел целый комплекс мер для решения финансовых проблем регионов. В текущем году на 9% (до 1,6 трлн рублей) увеличена господдержка субъектов РФ, включая предоставление дешевых бюджетных кредитов. Вместе с тем Кремль и Минфин требуют от губернаторов значительного сокращения бюджетного дефицита и госдолга, а также снижения уровня дотационности. Общая сумма дотаций в 2017 году составит 738 млрд рублей. Только по статье «на выравнивание бюджетной обеспеченности» Дагестан получит 52,4 млрд рублей, Якутия, в которой добывают алмазы и золото, – 36,6 млрд рублей.

Вопреки усилиям центра, количество дотационных субъектов не сокращается, а растет: если в 2001 году в РФ было 20 регионов-доноров, то сейчас их только 13. Утратили финансовую самодостаточность, в частности, Красноярский край, Республика Коми, Челябинская, Ярославская и Липецкая области. По мнению губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, «к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться». «Дотационный регион гарантированно получит федеральную финансовую поддержку, а донор, как, например, Калужская область, не только полностью лишится дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и в значительно больших пропорциях станет софинансировать федеральные программы, что является еще большей бедой», – пояснил свою мысль Артамонов в интервью «Российской газете».

Ранее глава Татарии Рустам Минниханов устроил демарш, публично выступив против «раскулачивания» богатых регионов в пользу бедных. И хотя Медведев немедленно дал понять, что федеральный центр не прогнется и намерен прекратить субсидировать регионы по принципу «деньги идут к деньгам», недовольные переделом усохшего бюджетного пирога остаются. Фактически губернаторы-«кулаки» угрожают саботажем и от информационных атак вполне могут перейти к сокращению налогооблагаемой базы с целью снижения собственных доходов. Как признается тот же Артамонов, он уже «всерьез задумался» о возвращении региона в число дотационных.

Ситуация драматичная, ведь Резервный фонд будет проеден в ближайшие месяцы, а поступление дополнительных доходов в бюджет зависит от колебаний мировой цены нефти. Наступая на горло собственной песне, власть посредством министра труда Максима Топилина заявляет, что в 2017 году повышения пенсионного возраста для населения не будет. За год до президентских выборов было бы странно ожидать иного, но если нельзя экономить на пенсионерах, придется на ком-то другом. Для снижения издержек лучше всего подходят чиновники – их никто не любит. 1 января вступил в силу закон о постепенном повышении возраста выхода на пенсию для госслужащих, но протестов не слышно.

Экономией бюджетных средств продиктована и планируемая оптимизация административно-территориального устройства страны. Новая волна укрупнения субъектов РФ, в соответствии с консервативным сценарием, затронет лишь Москву с Подмосковьем и Петербург с Ленобластью. Рассматриваются и другие варианты, которые предполагают не только сокращение бюрократического аппарата на местах, но и решение проблемы дотационных регионов путем присоединения к более успешным. Согласно экспертным оценкам, а также информации источников, близких к правительству и АП, в 2017–2018гг. административная карта РФ может измениться следующим образом: Московская область будет поглощена столицей, Ленинградская – Петербургом; «Тюменская матрешка» с номинально входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами будет преобразована в единый субъект, аналогично – Архангельская область (включает НАО); проблемную Челябинскую область могут присоединить к Свердловской, Хакасию включат в состав Красноярского края, Республику Алтай объединят с более развитым Алтайским краем; Хабаровский край укрупнят за счет Амурской области и ЕАО.

При этом губернаторы в большинстве своем против слияния регионов. Критически настроены не только потенциальные жертвы поглощений, но и очевидные «поглотители». Столичный мэр Сергей Собянин неоднократно заявлял, что объединять Москву и Подмосковье считает нецелесообразным из-за якобы высоких затрат. «Не дай Бог такое решение состоится», – эмоционально заявил Собянин в 2013 году. Тем не менее, именно мэр столицы, независимо от фамилии, станет бенефициаром возможного слияния.

Глава Петербурга Георгий Полтавченко также отрицает возможность экспансии: «Лично я, например, совершенно не представляю город Санкт-Петербург областным центром». Впрочем, никто и не обещал, что губернатором объединенного региона станет Полтавченко.

Если в позиции Собянина и Полтавченко есть известная доля лукавства, то руководители других успешных субъектов совершенно искренне не желают брать на себя ответственность за соседний депрессивный регион. Выгоды от такого приобретения немного, а проблем – хоть отбавляй. Кто же представляет партию сторонников укрупнения? Это, например, спикер Совфеда, экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая в апреле 2016-го заявила о необходимости «перекроить карту регионального плана» ради повышения уровня жизни населения. По ее словам, «есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы».

Разумеется, спикер верхней палаты учитывает, а возможно, попросту озвучивает мнение президента, который и запустил первую волну слияний. По инициативе Владимира Путина в 2005 году в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край. Через два года Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области – появился Камчатский край. До 2008 года объединились также Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским округами, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ – в Забайкальский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область. При этом как минимум в трех регионах: Пермском, Красноярском и Камчатском краях – отмечают позитивные результаты интеграции. Что касается грядущих слияний, то главный плюс здесь – сокращение расходов на содержание чиновников: каждый упраздненный субъект – это минус один губернатор со всем своим аппаратом. Разумеется, в минусе окажутся неэффективные главы регионов, проигравшие в конкурентной борьбе своим успешным коллегам.

По понятным причинам за рамки  естественного отбора выведены руководители национальных республик на Северном Кавказе и в Поволжье. Исключением может стать связка Чечня – Ингушетия. Рамзан Кадыров, которому тесно в родной республике, уже не раз явочным порядком вмешивался в дела соседней Ингушетии, несмотря на жесткую реакцию Юнус-Бека Евкурова. Однако Евкуров может уйти в отставку, а Кадыров возглавить новую Чечено-Ингушетию. Два вайнахских народа, безусловно, договорятся между собой, а для федерального центра такое продолжение карьеры Кадырова, возможно, является оптимальным. 

Теги: укрупнение регионов, Кадыров, Чечня, Ингушетия, Евкуров, Дагестан, Якутия, Красноярский край, Республика Коми, Челябинская область, Ярославская область, Липецкая область, Калужская область, Анатолий Артамонов, Татария, Татарстан, Рустам Минниханов, Дмитрий Медведев, Максим Топилин, Москва, Московская область, Подмосковье, Петербург, Ленобласть, Ленинградская область, Тюменская матрешка, Ханты-Мансийский округ, Ямало-Ненецкий округ, Архангельская область, НАО, Курганская область, Свердловская область, Хакасия, Республика Алтай, Алтайский край, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО, Сергей Собянин, Георгий Полтавченко, Валентина Матвиенко, Пермский край, Корякский автономный округ, Камчатский край, Таймырский округ, Эвенкийский округ, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Забайкальский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Иркутская область, Красноярский край
Версия для печати
Эксперты: эффект от появления губернаторов во главе реготделений ЕР будет зависеть от специфики регионов
По данным СМИ, губернаторы в ряде регионов возглавят региональные отделения «Единой России». По словам экспертов, решение вернуться к такой практике продиктовано подготовкой к выборам в Госдуму в 2021г. и необходимостью выстраивания рабочей партийной системы. Политологи считают, что в таком сотрудничестве больше заинтересована ЕР, которая сможет «привязаться к рейтингу губернаторов, тем самым стабилизировав в ряде регионов позиции партии». В то же время для губернаторов прямое ассоциирование с партией в зависимости от специфики региона может нести как плюсы, так и минусы. Среди тех, кому сделаны предложения возглавить реготделения ЕР, называют губернатора Приморского края Олега Кожемяко, главу Башкирии Радия Хабирова, губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, губернатора Забайкальского края Александра Осипова, главу Калмыкии Бату Хасикова и губернатора Кировской области Игоря Васильева.