Республика Башкортостан
31 августа 2020

Экономист Зубаревич объяснила логику действий главы Башкирии Хабирова в деле БСК

Следственный комитет РФ вслед за Генпрокуратурой приступил к проверке законности сделок, в результате которых правительство Башкирии потеряло контрольный пакет акций Башкирской содовой компании. А глава республики Радий Хабиров (один из инициаторов национализации БСК) продолжает критиковать руководство предприятия за неэффективную экономическую политику. Отметим, Хабирову понадобилось целых два года, чтобы из сторонника передачи БСК в разработку шихана Куштау превратиться в одного из главных критиков предприятия. Экономист Наталья Зубаревич считает, что ждать, что действия Хабирова отпугнут от работы в Башкирии потенциальных инвесторов, не стоит, поскольку, по ее словам, республика давно уже не интересует серьезных инвесторов.

Глава Башкирии Радий Хабиров в очередной раз выступил с критикой деятельности Башкирской содовой компании. 30 августа в эфире Первого канала он сообщил, что руководство предприятия практически не вкладывалось в его модернизацию, а также развитие инфраструктуры и социальной сферы.

Напомним, активно критиковать действия руководства БСК Хабиров стал после протестов у шихана Куштау летом 2020г., которые начались после того, как компания приступила там к геологоразведке. При этом решение отдать гору в разработку Хабиров озвучил еще в 2018г., но спустя два года после массовых народных протестов изменил свое решение. Сейчас в качестве одной из главных претензий Хабиров предъявляет компании потерю правительством республики контрольного пакета. Национализация подается властями как обязательное условие модернизации БСК, которая гарантирует, что она больше не будет претендовать на разработку шиханов. На сегодняшний день правительству Башкирии принадлежат 38% акций БСК.

БСК была образована в 2013г. путем слияния компаний «Сода», 62% в которой принадлежали правительству Башкирии, и «Каустик». Тогда регион и утратил контроль над предприятием.

26 августа проверить законность отчуждения госпакета акций БСК поручил президент Владимир Путин. 28-го числа на сайте Генпрокуратуры уже сообщили о результатах проверки, там пришли к выводу, что «переход прав на названные имущественные комплексы произведен помимо воли РФ» и сопровождался нарушениями. 29 августа к делу подключился Следственный комитет России: его председатель Александр Бастрыкин поручил следователям центрального аппарата ведомства в рамках доследственной проверки выяснить обстоятельства сокращения доли государства в БСК.

«По-человечески» было бы правильно выкупить пакет акций, недостающих для контроля над предприятием, комментирует ситуацию вокруг БСК экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Но на это надо 20 млрд, а у республики сейчас большой провал по доходам бюджета. Поэтому пошли простым силовым способом», – продолжает эксперт.

Зубаревич обратила внимание, что ситуация с БСК очень напоминает дело «Башнефти». Та в начале нулевых была приватизирована компанией, аффилированной с Уралом Рахимовым, сыном главы республики. В 2014г. был запущен процесс деприватизации этого предприятия, контрольный пакет акций которого в итоге выкупила «Роснефть», а в 2015г. 25% плюс одна акция «Башнефти» были переданы Башкирии.

«С БСК использовали тот же [силовой] способ. Только тогда это закончилось в пользу Игоря Ивановича [Сечина, главы «Роснефти»], а тут в пользу властей Башкортостана. Ну должна сказать, что очень шустрый нынешний глава республики, потому что идею надо было подкинуть и провести наверх, где ее радостно подхватили. Хотя он сам давал разрешения на разработку, без него на Куштау никто бы не пошел», – продолжает Зубаревич.

При этом экономист считает действия Хабирова «очень последовательными». «Конкретные ребята с ним договорились [о разработке]. Какой-то интерес здесь был и у Хабирова. Я не говорю, что ему позолотили ручку, но для бюджета это было важно: если бы продолжалась разработка, то с 38% акций платились бы приличные дивиденды. Но не почувствовал Хабиров, чем может обернуться его первое решение [отдать шихан в разработку], в отличие от [предыдущего главы Рустэма] Хамитова, который умный и с самого начала понимал, что это очень большие риски. Потом пошел силовой разгон [защитников Куштау], а потом парня [Хабирова] одернули сверху, ему сказали «всё, прекращай», потому что на фоне протестов в Хабаровске и Белоруссии только этого еще не хватало. У Хабирова был последовательный интерес разрешить разработку, но не срослось, и только после команды сверху он перекувыркнулся через голову и стал искать вариант выкупа контрольного пакета акций. Но ему подсказали: а зачем покупать, когда можно просто отнять? Предельно последовательно он действовал: щелчок – отскок, щелчок – отскок. Всё нормально. Так у нас управляют, поэтому ничего удивительного для меня здесь нет», – заявила собеседница «Клуба Регионов».

Ждать, что действия Хабирова отпугнут от работы в Башкирии потенциальных инвесторов, по мнению Зубаревич, не стоит, поскольку, по ее словам, республика давно уже не интересует серьезных инвесторов. Но если в республике вдруг обнаружат новые нефтяные месторождения, прибыль от освоения которых перевесит все риски, то долго ждать инвесторов республике не придется, добавила экономист.

Версия для печати