Пермский губернатор освободился от тюрьмы
Правозащитница Людмила Алексеева уверена, что решение властей Пермского края реорганизовать музей политрепрессий «Пермь-36» является «позорным пятном не только на репутации региона, но и России в целом». Пресс-секретарь пермского отделения организации «Суть времени» Павел Гурьянов, напротив, считает, что край только получит репутационную выгоду от того, что избавится от музея-тюрьмы, «где бандеровцев выставляли героями». Комментируя ситуацию, политолог Всеволод Бедерсон выразил мнение, что действия краевых властей и лично губернатора Виктора Басаргина созвучны позиции Кремля и большинства российского общества, так что серьезных политических потерь региональные власти не понесут.
Власти Пермского края намерены открыть свой собственный музей политических репрессий на базе «Перми-36», где история узников ГУЛАГА станет частью экспозиции о политических репрессиях со времен Бориса Годунова. Об этих планах накануне сообщил директор департамента гражданских программ администрации губернатора Сергей Маленко.
Как пилили «Пермь-36»
Заявление из администрации губернатора последовало после того, как основатели музея политрепрессий «Пермь-36» из одноименной автономной некоммерческой организации (АНО) заявили о его закрытии после длительного конфликта с властями Пермского края. Напомним, сначала краевые власти отказались финансировать музей, после чего на неопределенный срок отложили подписание договора о совместном управлении учреждением совместно с АНО «Пермь-36». В это время коммунальщики за неуплату отключили в музее воду и электричество. В мае министр культуры края Игорь Гладнев уволил с должности директора учреждения Татьяну Курсину, после чего в СМИ появилась новость, что новое руководство начало уничтожать экспонаты музея.
Ранее к губернатору Виктору Басаргину с просьбой возобновить финансирование музея обратились представители Ассоциации жертв политических репрессий и общества «Мемориал». Они напомнили главе края, что решением Владимира Путина он [Басаргин] был включен в рабочую группу по подготовке федеральной целевой программы «Увековечение памяти жертв политических репрессий». В ее рамках в 2014-2018гг. в регионах России планируется создать три федеральных центра памяти жертв репрессии, один из которых должен был базироваться как раз в музее «Пермь-36».
Однако просьбы и выступления общественников не повлияли на ситуацию. В администрации губернатора края считают, что смогут самостоятельно реализовать этот проект. Как сообщил журналистам Маленко, в государственном музее экспозиция будет посвящена не только судьбе и условиям содержания государственных преступников и жертв режима СССР, которые содержались в исправительно-трудовой колонии Чусовского района «Пермь-36», на базе которой и был открыт музей политических репрессий. В музее появятся разделы, рассказывающие об истории наказаний за преступления со времен Бориса Годунова – именно с тех времен в Пермь начали ссылать политически неугодных, в т.ч. представителей династии Романовых. Директор департамента гражданских программ администрации пермского губернатора при этом даже заявил, что обновленный музей «Пермь-36» будет включен в список объектов ЮНЕСКО. Впрочем, стоит заметить, что эта работа велась с 2005г., после того как Фонд мировых памятников включил музей в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры.
Отметим, вместе со старым музеем из края исчезнет ежегодный международный гражданский форум «Пилорама», проводившийся с 2005г. при непосредственной финансовой поддержке краевой администрации на базе «Пермь-36».
«Кроме всего огромного позитивного, правильного, диалогового, дискуссионного, творческого, культурного пласта, который был представлен на форуме «Пилорама» в разное время, государство не может финансировать мероприятия, представляющие площадку для выступления лицам, призывающим к организации массового беспорядка и к организации массового протеста», – заявил Маленко.
Напомним, в 2013г. организаторы форума сами отменили его после того, как за три недели до открытия краевые власти решили в два раза сократить финансирование. Это произошло после того, как с требованием запретить проведение «Пилорамы» в крае к губернатору и правительству обратились представители пермского отделения общественной организации «Суть времени».
Позор и хвала Басаргину
Пресс-секретарь «Сути времени» в Пермском крае Павел Гурьянов уверен, что реорганизация музея и закрытие «Пилорамы» станет для региона «репутационным приобретением». «Наконец-то место, где бандеровцев выставляют героями и говорят о том, что фашисты были гуманнее и лучше, чем власти СССР, прекратит свое существование. Будет нормальный интересный музей о пятой колонне, государственных преступниках и так далее. А люди, которые финансировались напрямую из иностранных коммерческих фондов, которые несли антигосударственную идеологию, наконец-то устранены от управления музейным корпусом», – сказал Гурьянов в интервью «Клубу Регионов». Он также отметил, что губернатору Виктору Басаргину следовало бы еще раньше напрямую заявить о намерениях по поводу закрытия музея в его первоначальном виде.
Кардинально противоположного мнения придерживается председатель Московской хельсинской группы и участница «Пилорамы» Людмила Алексеева. Она заявила «Клубу Регионов»: «Не знаю насчет имиджа губернатора Пермского края, но на имидж нашего государства в глазах мирового сообщества эта ситуация, естественно, повлияет. Такое циничное, откровенно грабительское уничтожение этого замечательного, единственного в России и в мире, уникального музея - это позорное пятно не только на репутации Пермского края, но и России в целом».
Полярная реакция
Политолог Всеволод Бедерсон полагает, что решение пермских властей не скажется на них негативно. По его мнению, действия администрации губернатора и правительства были «если не согласованы прямо с Кремлем, то, по крайней мере, не шли вразрез с его логикой». А вот если рассуждать о том, как к ситуации отнесутся жители Пермского края, то этот вопрос необходимо рассматривать с двух сторон, подчеркнул эксперт. «В глазах общественности, которую принято называть либеральной, это огромная репутационная потеря», но она не имеет большого значения, поскольку для этой части общества Басаргин и так является едва ли не «политическим трупом», рассуждает Бедерсон. А вот что касается «прогосударственных, консервативно настроенных жителей», то для них реорганизация музея и ликвидация форума – «это почти победа».
Вместе с тем политолог обратил внимание на то, что на протяжении всей истории противостояния властей и общественников глава края Басаргин лично ни разу публично не заявил, на чьей он находится стороне. Однако последнее выступление Маленко, по словам Бедерсона, можно считать «почти что» губернаторским. «По поему мнению, губернатору не следовало бы высказываться самому. Это горячая тема, о которую можно лишний раз обжечься, и здесь лучше обжечься чужими пальцами», – сказал эксперт.
Что касается дальнейшей судьбы «Перми-36», то Бедерсон считает, что власти Пермского края превратят музей политических репрессий в «музей о том, как надо перевоспитывать политических противников».