Эксперты назвали три составляющих успешной предвыборной кампании Развожаева
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Севастополь/ В преддверии губернаторских выборов эксперты аналитического центра «Юг» подводят итоги избирательной кампании главы Севастополя Михаила Развожаева.
11 сентября – последний агитационный день для кандидатов в губернаторы Севастополя. По мнению наблюдателей, в регионе сохраняется спокойная обстановка, кампания главы региона Михаила Развожаева проходит в условиях отсутствия элитных конфликтов и бесспорного лидерства действующего врио. Эксперты центра «Юг» называют несколько причин такого успеха Развожаева, среди них – открытость, эффективность и лоббистские возможности.
В Севастополе 11 сентября стартовали досрочные выборы губернатора, которые завершатся в единый день голосования, 13 сентября. На пост главы региона претендуют шесть кандидатов, для победы необходимо набрать более 50% голосов избирателей от числа проголосовавших. Это кандидат от ЛДПР Илья Журавлёв, Иван Ермаков («Патриоты России»), Александр Романович («Справедливая Россия»), Ярослав Яковенко («Партия прогресса»), Александр Романенко («Демократическая партия России») и врио губернатора Михаил Развожаев («Единая Россия»).
По мнению наблюдателей, завершающаяся избирательная кампания в Севастополе не имеет ни партийных, ни возрастных, ни гендерных перекосов. В целом федеральные и местные эксперты отмечают прозрачность и честность избирательного процесса, во многом, по их мнению, это заслуга Михаила Развожаева.
Проекты социально-экономического развития, инициированные губернатором, не раз ставились в пример другим регионам ведущими аналитиками страны. Так, согласно данным ЭИСИ, в числе лучших практик Севастополя для борьбы с коронавирусом инициативы губернатора – выплата 3 тыс. руб. на каждого ребенка до 18 лет, восстановление работы молочных кухонь, помощь бизнесу и промышленности и разумные ограничительные меры в связи с коронавирусом. Эти и другие проекты обеспечили Развожаеву рейтинг доверия более 80%, что уверенно указывает на предстоящую победу.
Росту рейтинга способствовала его успешная работа по реализации важнейших для развития города проектов: подписан договор на строительство КОС «Южные» и строительство медкластера, завершаются работы на Камышовом шоссе, достроен мост через суходол, открыты после реконструкции Большая морская и Матросский бульвар.
Инициативы Развожаева находят поддержку президента РФ Владимира Путина и правительства страны. Среди них – выплаты во время карантина по 5 тыс. руб. на семьи, не претендующие на маткапитал, а также переброс паводковых вод из реки Коккозка в Чернореченское водохранилище и ремонт износившихся сетей, которые позволят полностью решить вопрос с обеспечением региона водой. На эти цели федцентром будет выделено 7,4 млрд руб. Еще одна инициатива – законопроект о приравнивании жителей осажденного Севастополя к ветеранам Великой Отечественной войны, который вступит в силу уже 1 октября.
По мнению политолога, директора по политическому анализу «Института социального маркетинга» Виктора Потуремского, Развожаев проявил себя эффективным управленцем и лоббистом интересов города, даже несмотря на трудности, связанные с пандемией коронавируса и экономическим кризисом: «Есть три основных успешных момента в кампании Развожаева. Первое – это реальные дела и та польза, которую приносит городу губернатор – проекты социально-экономического развития, инвестиционные и так далее. Второе – Развожаев нашел прекрасный коммуникационный стиль общения с населением и элитными группами. Он открытый, доступный и находится в постоянном обсуждении проблем с горожанами. И, наконец, третье – компетентность и лоббистские способности Развожаева. За год региону удалось привлечь довольно много ресурсов и инвестиций, в этом, конечно, ведущая роль у действующего главы».
Руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества, политолог Наталья Киселёва сравнивает нынешнюю и предыдущую предвыборную кампании Севастополя: «Сейчас уровень конфликтности в регионе гораздо ниже. Если в прошлый раз конфликтность в Севастополе была всеобщей (все конфликтовали со всеми) и выходила даже в федеральную повестку, то сейчас этого нет. Развожаеву удалось примирить элитные группы, по крайней мере сейчас этого нет в информповестке».
По мнению экспертов, Развожаев, будучи опытным политиком, демонстрируют договороспособность и готовность к компромиссу ради общего дела. В качестве примера приводят рабочую атмосферу в законодательном собрании и Общественной палате Севастополя, хороший контакт Развожаева с руководством Черноморского флота, а также совместное с Алексеем Чалым открытие Матросского бульвара, который реконструировался силами благотворительного фонда известного севастопольского политика и предпринимателя, и недавний прием граждан с депутатом Госдумы Натальей Поклонской.
«Развожаев в целом производит впечатление харизматичного человека. Нынешний глава Севастополя способен решать не только межэлитные конфликты, но и открыт к диалогу с обществом, в том числе на языке современной коммуникации – в соцсетях. И это помогает ему лучше понимать запросы горожан и развивать город. Даже соседи-симферопольцы, приезжая в Севастополь, говорят о том, как там хорошо, завидуют самому виду города, его чистоте и красоте и, понятное дело, связывают это с новым руководителем региона. Понятно, что сами севастопольцы уже где-то более критичны, но гости города обычно в восторге от того, как преобразился Севастополь всего за год», – говорит Киселёва.
Добавим, имиджевая кампания Развожаева в социальных сетях также была высоко оценена аналитиками. Страницы врио губернатора в «Инстаграме» и «ВКонтакте» превратились в его виртуальные приемные. Кроме того, был удачно протестирован новый канал коммуникации – стрим в социальные сети, который набрал более 300 тыс. просмотров.
Эти и другие успехи предвыборной кампании Развожаева, по мнению экспертов, позволят ему уверенно выиграть выборы 13 сентября, обеспечив и высокую легитимность избирательного процесса.