6 июня 2018

Владимир Путин проведет прямую линию

Губернаторы станут непосредственными участниками новой прямой линии Владимира Путина, которая пройдет 7 июня. Как стало известно ранее, в этот день им поручено находиться на рабочих местах и быть готовыми к звонку главы государства, который в прямом эфире обсудит с ними проблемы, на которые жалуются граждане. Для чего нужен новый формат прямой линии, «Клуб Регионов» обсудил с политологами Алексеем Мухиным, Дмитрием Орешкиным и Сергеем Старовойтовым.

7 июня состоится 16-я «Прямая линия с Владимиром Путиным». Ее формат в этом году изменится: впервые она пройдет без зрителей в студии, зато с непосредственным участием глав регионов. Им, как стало недавно известно, из АП было дано указание быть готовыми к выходу в прямой эфир, чтобы президент мог оперативно спросить у них о решении проблем.

Для губернаторов, как считают большинство экспертов, новый формат прямой линии ничего хорошего не несет – ничего, кроме публичной выволочки, им за редким исключением ждать не приходится, ведь свою основную работу по реализации майских указов образца 2012г. они так и не выполнили полностью, что вызывает вопросы к их способности реализовать новые указы 2018г.

«Президент явно хочет сказать, что исполнение майских указов является главной составляющей практически всех мероприятий, в которых он принимает участие на внутриполитическом треке», – объясняет новый формат прямой линии политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Путин, по его словам, усиливает контроль над деятельностью правительства и глав регионов, которым «теперь вряд ли удастся даже завязать дискуссию о невозможности исполнения майского указа». «С другой стороны, президенту, судя по всему, просто надоело быть посредником между населением и главами регионов, и он их просто решил свести лицом к лицу под своим модерирующим началом», – полагает эксперт.

При этом сами губернаторы, по мнению Мухина, будут использовать прямую линию, чтобы попросить денег. «А президент будет настаивать на эффективности. Ведь просить денег и пытаться их потратить, как мы неоднократно видели, с помощью коррупционных механизмов – это не сложно, но не в этом состоит искусство управления регионом. Собственно, как я понимаю, Владимир Путин будет проводить мастер-класс», – продолжает он. Но раздачи денег в прямом эфире ждать не стоит – прямой телемост президента с народом создан не для этого, хотя «к отдельным социальным проектам, безусловно, будет привлечено внимание верховной и региональной властей», добавил собеседник «Клуба Регионов».

По мнению политолога, руководителя «Клуба Регионов» Сергея Старовойтова, новый формат прямой линии – еще один показатель того, что властная вертикаль дошла до своего логичного завершения: «Мэров практически назначают губернаторы. Губернаторов фактически назначает президент, делегируя им свой рейтинг. И вот на этой прямой линии все увидят, что все вопросы и проблемы в конечном итоге решаются самим президентом. Теперь самая широкая аудитория увидит ручное управление в действии. Правда, на мой взгляд, для Кремля здесь риск в том, что если этот формат демонстрации власти станет регулярным, то все более широкий круг граждан будет связывать нерешенные проблемы на местах лично с Владимиром Путиным».

Политолог Дмитрий Орешкин появление нового формата прямой линии связал с тем, что этот жанр просто приелся. «Нужна какая-то новая драматургия. Нужно создать ощущение функционального, решительного контроля Владимира Путина над процессами, происходящими в стране. Поэтому очень разумно и предсказуемо пытаются использовать формат, который в советские времена назывался «селекторное совещание», – говорит эксперт. Он напомнил о словах пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что новый формат прямой линии поможет региональному руководству лучше понимать реальное положение вещей. «Но некоторые устаревшие люди вроде меня как раз полагают, что это губернаторы должны иметь наиболее адекватную картину о положении региона, а вовсе не получать от президента», – заметил Орешкин, по мнению которого подобное означает «гиперцентрализацию».

«Тем самым создается впечатление, что народ и президент – это нечто единое, а бояре напрямую с народом не взаимодействуют, что незаметно создает картину, что есть хороший народ и хороший президент и нерадивые чиновники, которых президент в прямом эфире шпыняет и строит», – подчеркнул политолог. В этот формат, по мнению Орешкина, вполне логично вписывается увольнение кого-то из губернаторов в прямом эфире, что, как он считает, вполне может состояться уже во время следующей прямой линии.

Об опасности связывания в общественном сознании всех региональных проблем с образом Путина говорит и Дмитрий Орешкин. Но дело здесь, по его словам, не только в формате грядущей прямой линии, а в принципе в существующей вертикали власти, которая концентрирует всю ответственность в центре.

Но «Путин не боится ответственности», говорит Алексей Мухин. «Это совершенно очевидно, он это 18 лет доказывал и доказал», – подчеркнул политолог.

«Прямая линия-2018» начнется 7 июня в 12.00 по московскому времени. Ее будут транслировать три телеканала и три радиостанции. На момент написания этого материала Путину задали почти 1,5 млн вопросов.

Версия для печати